"Пророк" - В этом стихотворении пророк - олицетворение поэта, причем, не просто поэта, а поэта Лермонтова.
"Как часто пестрою толпою окружен" (Особенно звучит в теме вопроса концовка стихотворения:
<span>"О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
<span> Облитый горечью и злостью!..")</span></span>
"На смерть поэта" - посвящено смерти поэта А.С.Пушкина
Н. В. Гоголь создал бессмертное произведение о беззаветной любви к родной земле, о героизме и несгибаемой воле русского человека. Это повесть «Тарас Бульба». Главный герой повести старый казак Тарас Бульба – личность неординарная. Как пишет Гоголь, «это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами…» Тарас Бульба – это герой, рожденный временем.
Суровый казак, созданный «для бранной тревоги и отличавшийся грубой прямотой своего нрава», он не баловал свою семью лаской и вниманием. Жена видела своего мужа дома два-три дня в год, а все остальное время проводил Тарас в боях или гульбе в Запорожской Сечи. Иногда по несколько лет не подавал он о себе никаких вестей. Но и тех нескольких дней дома жене Тараса хватало, чтобы узнать крутой нрав своего мужа.
Она не знала ласки. Терпела лишь оскорбления и побои.
Потому, рано состарившись, весь смысл своей жизни видела она в сыновьях. Но и этой радости лишил ее Тарас Бульба, отправившись с сыновьями в Запорожье. Старый казак был воином. Смысл своей жизни он видел в боях и сражениях за родную землю. Не «нежба» нужна была Бульбе, а битва, где можно показать казацкую удаль.
Смелым и решительным был Тарас Бульба в бою. Сражаясь с врагами, он показывает чудеса храбрости и мудрость полководца. Видя, что силы противника превосходят казацкое войско и что готовы уже дрогнуть казаки, мужественный атаман с кличем поддержки объезжает все поле боя: «Есть еще порох в пороховницах?
Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?
» И словно новые силы вливает он своим кличем. Поднимаются казаки и бьют врага. Редеют их ряды, но не отступают отважные воины.
И среди них, как могучий богатырь русский, сражается Тарас, подбадривая и словом, и делом. Невозможно победить такую силу духа, сломить такую волю, какими обладал казацкий атаман Тарас Бульба.
Дон Кихот был самым обычным мечтателем. Он много читал и буквально жил в своём уютном мирке. А теперь задумайтесь, ведь в жизни каждого была мечта к которой он стремился несмотря ни на что! Пусть это была пачка мороженого или обычный рюкзак, но это было то, что снилось и явилось вам. Но самое интересное то, что Дон Кихот сам по себе олицетворяет образ мечтателя, мечтателя, который добился чего хотел. Но всегда ли исполнение желаний хорошо? Далеко не всегда....Порой не стоит лишать человека сокровенного. Ведь было обидно когда Дульсинея оказалась обыкновенной некрасивой девушкой...... А в общем любая туфелька в 12 становится башмаком. И из-за этого не стоит переживать.Так устроен мир.
Тема поэта в ранние годы Пушкина
В ранние годы (в 1820-е) Пушкин считал обязанностью поэта роль пророка, изречение непреложных истин. Позднее он становится оратором, задача которого - сообщить своим современникам о том, как им следует жить и каких принципов придерживаться.
Из стихотворения Пророк (1826 год) видно, что Пушкин считает поэта посланником бога на земле (...Исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей). Согласно этому стихотворению, у поэта есть долг - перед обществом и перед богом. Жанр этого стихотворения - духовная ода, т.е. ода самому богу.
Причем ранние пророчества Пушкина - это пророчества политические. Он учит царей править мудро и грамотно, объясняет им (например, в оде Вольность), что может последовать в случае невыполнения законов.
Переосмысление взглядов на поэзию
К концу 1820-х годов взгляды Пушкина переосмысляются. В 1828 году он создает стихотворение Поэт и толпа, являющееся полемикой с самим собой, с Пророком. Здесь видно, что Пушкин понимает - от публичных выступлений поэта толку будет мало, народ все равно не поймет смысла его творчества, или поймет его превратно (И толковала чернь тупая: Зачем так звучно он поет?). Пушкин гонит такую толпу прочь и формулирует Кодекс чистого искусства, согласно которому поэзия - это только источник наслаждения, а не польза обществу. По этому поводу он пишет стихотворение Поэту (Поэт, не дорожи любовию народной...), где объясняет, что поэт должен зависеть лишь от себя самого.
Воплощением принципов, изложенных там, является стихотворение Из Пиндемонти. Долгое время считали, что это перевод некоего итальянского поэта, но на самом деле - это самостоятельное произведение Пушкина, посвященное свободе поэта от народа и политики (Иная, лучшая, потребна мне свобода). Здесь мы можем наблюдать связь с темой свободы в творчестве Пушкина: поэт должен быть независимым в своем творчестве, его не должен волновать ни царь, ни общество, ни какие-то выдуманные требования. Однако в стихотворении Поэт он также замечает, что поэту позволительно считать себя Поэтом лишь в минуты творчества (Пока не требует поэта к священной жертве Апполон...). Когда он пишет, он велик. Во все остальное время - такая же чернь, как и все остальные.
Коммерческая поэзия и Пушкин
Не стоит забывать и о том, что Пушкин стоял у истоков коммерческой журналистики и литературы в России. Он первым пришел к выводу, что не продается вдохновенье, но можно рукопись продать (в стихотворении Разговор книгопродавца с поэтом, 1824 год), т.е. к тому, что литературой как ремеслом можно зарабатывать на жизнь, и это не стыдно. Раньше писателям подобное в голову не приходило, литературу понимали лишь как увлечение. Сам же Пушкин практически не печатался бесплатно.
Пушкин о поэте и поэзии: итог
В итоге, Пушкин приходит к мнению, что главная его заслуга в творчестве - это именно воспевание свободы, как творческой, так и политической. Он пишет сам себя стихотворение Я памятник себе воздвиг нерукотворный, по аналогии с Памятником Горация. Он считает, что может гордиться тем, что его творчество было свободным, несмотря на непростую ситуацию в стране. И именно за это его и должны запомнить и современники, и потомки. Пушкин живет с мыслью, что он - литературный гений России, но в то же время он верит, что истинная его слава начнется лишь после его физической смерти.
Это стихотворение - своего рода лебединая песнь Пушкина, в которой он сам подводит итоги своего творчества.