Главный герой – девятилетний мальчик Вася. Он из благополучной семьи, его отец судья. Мать умерла, когда ему было 6 лет. Всё вроде бы и хорошо, но он очень одинок в семье. Он чувствует, что нелюбим родным отцом, тот больше привязан к маленькой дочке Соне, потому что она напоминает ему умершую жену. Няня Сони тоже не принимает Васю, она даже не разрешает ему играть с сестрой. Вася начинает искать внимания на стороне. Однажды, попав в часовню старого замка, он знакомится с детьми Тыбурция. Валек и Маруся такие же как и Вася с Соней, они так же хотят играть и наслаждаться детством. Но жизнь их совсем отличается от жизни благополучных детей. Они живут в мрачном подземелье, где практически не бывает солнечных лучей, не всегда получается вкусно и сытно поесть, они носят старую, уже износившуюся одежду. Но при этом у них теплые, семейные отношения с отцом, которым Вася тихо завидовал.
Все люди подземелья считаются изгоями, жителями так называемого «дурного общества», в том числе и новые друзья Васи. Мальчик не мог остаться равнодушным, он проникся жалостью к этим детям, у него было доброе сердце, он старался помочь им, чем мог. Он все время сравнивал Марусю с Соней, здесь тоже прослеживается антитеза. Хилая, болезненная, бледная Маруся и живая, резвая, круглолицая Соня… Когда заболела Маруся, он принес ей большую куклу своей сестры, он хотел, чтобы она хоть немного улыбалась. Девочка обрадовалась, даже оживилась, ведь Вася сделал это от всего сердца.
Он умел хранить тайны: Вася отлично понимал, что Тыбурций и Валек занимались воровством, но не выдавал их, ведь по-другому они жить не смогли бы. Кто даст им работу? Кто возьмёт их на содержание? Няня Сони узнала о пропаже куклы, и отец Васи решил, что сын украл любимый подарок матери. Но неожиданно для Васи к ним домой пришёл Тыбурций, принес куклу и сказал, что Маруся умерла. Отец Васи понял, что его сын на самом деле добрый, отзывчивый, жаждующий любви ребёнок, он ругал себя за то, что столько времени лишал себя и сына этой нужной им обоим семейной любви. Он даже передал деньги для Тыбурция, разрешил попрощаться с Марусей и сказал, чтобы Тыбурций с людьми уходили из замка.
<span>Этот рассказ учит нас доброжелательности, состраданию чужому горю, пониманию того, что все люди равны, на какой бы ступеньке социальной лестницы они не находились. Люди должны помогать друг другу, а не делиться на «дурных» и «порядочных». Вася заслуживает уважения, ведь он проявил искреннюю заботу, сочувствие к людям, которые в этом нуждались.</span>
На первый взгляд, в творчестве А. Белого любовь занимает не так уж много места. Возможно, эта тема не смогла раскрыться полностью среди множества мистических образов и космических видений, которыми переполнены его стихи и поэмы. Но когда Белый говорит о любви – это погружение во всё, что он чувствовал, в каждую деталь и каждый оттенок того состояния, которое возникает во времени и пространстве, но не связано ими. Пространство и время – это понятия, в рамках которых вообще сложно рассуждать о творчестве Белого. Он весь – во власти вечного трансцендентного начала, существующего вне земных законов. Лирика Белого не несёт в себе состояния отчаянности. Добро и зло, радость и горе – это где-то за рамками, а здесь есть лишь странный час между ночью и утром, лишь печальный ветер, стремящийся к потерянному истоку. Мотив возвращения неотделим от творчества Андрея Белого. И не менее важен образ Прекрасной Дамы, Небесной Невесты. Стихи о любви Белый посвящал не одной женщине, но этот образ узнаваем и вечен.
Поэт выбрал себе литературный псевдоним — Андрей Белый. Цвет, который он выбрал для своей новой фамилии, символизировал чистоту, духовность и успокоение.
Стих – е написано в 1902 или 1903 году. Скорее всего оно посвящено Менделеевой. В то время самым близким другом для него был поэт Александр Блок, с которым Белый познакомился в начале 1890-х годов. Блок был известен, талантлив и непонятен, мало времени уделял своей жене. Нередко он появлялся дома лишь под утро, а безутешная Люба всё чаще сетовала на своё унизительное положение близкому другу супруга — Андрею Белому, который при каждом удобном случае навещал молодую женщину. Та привыкала к новому знакомому всё сильней, часами говорила с ним, рассказывала о своих обидах и неосуществившихся мечтах и тонула в поразительных, редкого цвета глазах Андрея.
Все, кто знал Белого, отмечали его удивительную, словно бы неземную красоту, глубокие, синие глаза, обрамлённые тёмными, густыми ресницами, и светлые, белокурые волосы, с которыми поэт казался ещё совсем мальчишкой. В нём было что-то одухотворённое, притягательное, странное.
<span>Чувственный, утончённый и понимающий молодой человек вскоре стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви. Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый.</span>