Исследователи намечают различные периоды эволюции лирики Лермонтова: с 1828 по 1832 и с 1833 по 1841; с 1828 по 1835 и с 1836 по 1841; с 1828 по 1832, с 1833 по 1836 и с 1837 по 1841 год. На наш взгляд, первый период лирики Лермонтова убедительнее ограничить 1828—1836 годами. Основные темы юношеских стихов Лермонтова: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, социально-политическая борьба, жизнь и смерть, человек и мироздание. Среди них не без влияния отечественной (Пушкин, Баратынский, Веневитинов) и западноевропейской (Шиллер, Байрон, Т. Мур, Гете, Гейне) литератур особо важное значение приобретает философское осознание бытия, места и роли в нем человека.
Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов, превосходный знаток литературы, предстает поэтом ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли. Он провозглашает: «Жизнь скучна: когда боренья нет… Мне нужно действовать». Его основной лирический герой, выражающий чувства и мысли поэта, мятущийся, совмещает в себе «священное с порочным“ (“1831-го июня 11 дня»). Во всем разочаровавшийся, противопоставленный окружающей его повседневности, возвышающийся над толпой жалких, мелких и пошлых людей, он превосходит их пылкой душой, пытливым умом, силой воли и, чем дальше, тем больше проявляет черты духовного величия, титанизма и демонизма.
В юношеской поэзии Лермонтова большое место занимает любовь — «страсть сильнейшая“ (“1831-го июня 11 дня»): пламенная, глубокая, нежная, по чаще неудовлетворенная, несчастная, омраченная безответностью, коварством, изменой, приносящая лишь муки и страдания. В том же романтическом ключе раскрываются и другие переживания лермонтовского лирического героя. Его дружеская доверчивость обманута, натолкнулась на зависть, клевету и злобу. Попытки понять тайны бытия ограничивались малыми человеческими возможностями ( «Письмо“). Уделом лирического героя ранней лермонтовской поэзии стали трагический разлад между мечтой и действительностью (“1831-го июня 11 дня», «Чаша жизни»), горестное сознание невозможности «употребить» свои дарования и силы ( «Монолог»), глубокая разобщенность с землей и небом ( «Земля и небо», «Ангел», «Я не для ангелов и рая»), замкнутость в себе, угрюмое, безысходное одиночество ( «Одиночество», «К***» — «Дай руку мне, склонись к груди поэта»).
Для нее было дороже семейное счастье, ведь пока Онегина не было она успела выйти за муж и родить детей. Поэтому ему откозала, хотя до сих пор любила
Эпитеты: веселых подруг, алая лента, щеки смуглой, легкий пушок, лукавый глазок.
Метафоры: жадно глядишь, лицо вспыхнуло, в сердце юноши кинет любовь, от работы ... отцветешь, не успевши зацвесть, погрузишься ты в сон непробудный.
Олицетворения: забило сердечко тревогу, взгляд ... полный чар, зажигающий кровь, бесполезно угасшую силу.
Приключения Проши
Ольга Першина
Книга Ольги Прошиной про интересные и увлекательные приключения щенка Проши.
хочу прочитать
2
Лесная газета. Повести и рассказы
Виталий Бианки
12 читателей
В книге, которую вы держите в руках, всемирно известная, неизменно актуальная и популярная "Лесная газета" Виталия Бианки объединена с его лучшими рассказами и повестями, созданными писателем для детей и взрослых, "сохранивших в душе себя-ребенка".
детская литература животные советская литература бианки
хочу прочитать
3
Виталий Бианки. Русские сказки о природе
Виталий Бианки
7 читателей
русская литература детская литература 7 лет лучшие иллюстрации русский моя детская библиотека животные
хочу прочитать
4
Кот-ворюга
К. Паустовский
детская литература кот советская литература паустовский наказание воровство школьная программа периодически перечитываю доброта
хочу прочитать
5
Растрепанный воробей
Константин Паустовский