Первая глава романа напоминает нам комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Петруша Гринёв так же, как и Митрофан, бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. Так же, как у Митрофана, учитель Петруши невежествен. У Митрофана учитель — бывший кучер, у Петруши — бывший парикмахер. Обоим по шестнадцать лет. Но разница в изображении у Фонвизина и Пушкина существенная. Фонвизин смеётся и издевается над Митрофаном, его маменькой и учителями, его пьеса — это сатира. В пушкинском же романе то же самое описывается с добрым юмором и мягкой иронией. Кроме того, у Петруши и Митрофана совершенно разные отцы.
— Уточним, что означает литературоведческий термин «ирония».
Ирония — отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.
Напиши нечто подобное ну там где то примерно так
<em /> Как не далече‑далече во чистом во поли,Тута куревка да поднималася,А там пыль столбом да поднималася, ‑Оказался во поли добрый молодец,Русский могучий Святогор‑богатырь.У Святогора конь да будто лютый зверь,А богатырь сидел да во косу сажень,Он едет в поле, спотешается,Он бросает палицу булатнуюВыше лесушку стоячего,Ниже облаку да ходячего,Улетает эта палицаВысоко да по поднебесью;Когда палица да вниз спускается,Он подхватывает да одной рукой.Наезжает Святогор‑богатырьВо чистом поли он на сумочку да скоморошную.Он с добра коня да не спускается,Хотел поднять погонялкой эту сумочку, ‑Эта сумочка да не ворохнется;Опустился Святогор да со добра коня,Он берет сумочку да одной рукой, ‑Эта сумочка да не сшевелится;Как берет он обема рукам,Принатужился он силой богатырской,По колен ушел да в мать сыру землю, ‑Эта сумочка да не сшевелится,Не сшевелится да не поднимется.Говорит Святогор да он про себя:«А много я по свету езживал,А такого чуда я не видывал,Что маленькая сумочка да не сшевелится,Не сшевелится да не сдымается,Богатырской силы не сдавается».Говорит Святогор да таковы слова:«Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла».И взмолился он да своему коню:«Уж ты, верный богатырский конь,Выручай теперь хозяина».Как схватился он да за уздечику серебряну,Он за ту подпругу золоченую,За то стремечко да за серебряно,Богатырский конь да принатужился,А повыдернул он Святогора из сырой земли.Тут садился Святогор да на добра коня,И поехал по чисту полюОн ко тем горам да Араратскиим.Утомился Святогор, да он умаялсяС этой сумочкой да скоморошноей,И уснул он на добром коне,Заснул он крепким богатырским сном.Из‑под далеча‑далеча из чиста поляВыезжал старой казак да Илья Муромец,Илья Муромец да сын Иванович,Увидал Святогора он богатыря:«Что за чудо вижу во чистом поли,Что богатырь едет на добром кони,Под богатырем‑то конь да будто лютый зверь,А богатырь спит крепко‑накрепко».Как скричал Илья да зычным голосом:«Ох ты гой еси, удалой добрый молодец!Ты что, молодец, да издеваешься,А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься,Не ко мне ли, старому, да подбираешься?А на это я могу ответ держать».От богатыря да тут ответу нет.А вскричал Илья да пуще прежнего,Пуще прежнего да зычным голосом,От богатыря да тут ответа нет.Разгорелось сердце богатырскоеА у старого казака Ильи Муромца,Как берет он палицу булатную,Ударяет он богатыря да по белым грудям,А богатырь спит, не просыпается.Рассердился тут да Илья Муромец,Разъезжается он во чисто поле,А с разъезду ударяет он богатыряПуще прежнего он палицей булатною,Богатырь спит, не просыпается.Рассердился тут старый казак да Илья Муромец,А берет он шалапугу подорожную,А не малу шалапугу – да во сорок пуд,Разъезжается он со чиста поля,И ударил он богатыря по белым грудям,И отшиб он себе да руку правую.Тут богатырь на кони да просыпается,Говорит богатырь таково слово:«Ох, как больно русски мухи кусаются!»Поглядел богатырь в руку правую,Увидал тут Илью Муромца,Он берет Илью да за желты кудри,Положил Илью да он к себе в карман,Илью с лошадью да богатырскоей,И поехал он да по святым горам,По святым горам да Араратскиим.Как день он едет до вечера,Темну ноченьку да он до утра,И второй он день едет до вечера,Темну ноченьку он до утра,Как на третий‑то да на денечекБогатырский конь стал спотыкатися.Говорит Святогор да коню доброму:«Ах ты, волчья сыть да травяной мешок,Уж ты что, собака, спотыкаешься?Ты идти не мошь аль везти не хошь?»Говорит тут верный богатырский коньЧеловеческим да он голосом:«Как прости‑тко ты меня, хозяйнушко,А позволь‑ка мне да слово вымолвить.Третьи суточки да ног не складучиЯ вожу двух русскиих могучиих богатырей,скую,Как увидели они да чудо чудное,Чудо чудное да диво дивное:На горы на ЕлеонскияКак стоит тута да дубовый гроб.Как богатыри с коней спустилися,Они ко гробу к этому да наклонилися,Говорит Святогор да таковы слова«А кому в этом гробе лежать сужено?Ты послушай‑ка, мой меньший брат,Ты ложись‑ка во гроб да померяйся,Тебе ладен ли да тот дубовый гроб».Илья Муромец да тут послушалсяСвоего ли братца большего,Он ложился, Илья, да в тот дубовый гроб.Этот гроб Ильи да не поладился,Он в длину длинен и в ширину широк.И ставал Илья да с того гроба,А ложился в гроб да Свягогор‑богатырь.Святогору гроб да поладился,В длину по меры и в ширину как раз.Говорит Святогор да Ильи Муромцу:«Ай же ты, Илья да мой меньший брат,Ты покрой‑ка крышечку дубовую,Полежу в гробу я, полюбуюся».Как закрыл Илья крышечку дубовую,Говорит Святогор таковы слова:«Ай же ты, Илюшенька да Муромец!Мне в гробу лежать да тяжелешенько,Мне дышать‑то нечем, да тошнешенько,Ты открой‑ка крышечку дубовуА ко ласковому князю ко Владимиру.Рассказал он чудо чудное,Как схоронил он Святогора да богатыряНа той горы на Елеонскии.Да тут Святогору и славу поют,А Ильи Муромцу да хвалу дают.А на том былинка и закончилась.
Продолжая тему сочувствия русскому народу, стоит вспомнить о поэме «Железная дорога», где автор напрямую связывает созидание великого с простыми людьми. Некрасов подошел к нему с особым лаконизмом, применил совершенную поэтическую технику, в то же время талантливо использовал для музыкальности и напевности четырехстопный дактиль.
Несмотря на пронизанное трагизмом повествование об изуродованных судьбах строителей железной дороги, от произведения веет надеждой в светлое будущее народа в целом. Создавая «Железную дорогу», автор взывал к совести молодого поколения мелких и крупных помещиков того времени. Пытался пробудить в них сочувствие к простым трудягам и, именно поэтому, построил произведение в форме полемической беседы генерала с лирическим героем.
Для яркости восприятия ввел мистические картины, рожденные воображением маленького мальчика, сына напыщенного вояки. Поэт призывает ребенка не стыдится своего народа, а перенять его привычку к ежедневному труду, чтобы возвыситься через него, стать лучше и благороднее. По сути, автор осторожно рождает в молодых умах революционные идеи, идущие в ногу со временем.//