Ответ:
Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир.
Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег. Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.
Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.
Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников.
Чичиков
остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к
окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к
столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько» , а
прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел
обыкновение складывать все, что попадалось» . Это напоминает привычки
Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки.
Бесцветность
и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц
первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники
губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную
личность героя.
Любовь Чичикова аккуратно и педантично все
раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев
замечает, что Чичиков похож на Собакевича.
Все это говорит о
том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты
всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и
«благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность
Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.
Душа
Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему
недоступна «блистающая радость жизни» , он почти полностью лишен
человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил
свою кровь, которая «играла сильно».
Основная идея- вера народа в непобедимость народных героев-защитников, в силу народной правды. Здесь мы видим связь с фольклором: обращения к силам природы ("Уж вы горы, мои горы"), постоянные эпитеты "лёгки ружья", "глуху ночь","шелковый платок", "убран стол", "солдатушки молодые".
В этой сильной фразе могущественного Воланда, героя романа «Мастер и Маргарита», сосредоточено все безмерное и невероятно эмоциональное уважение к талантливому и подлинному авторству. «Рукописи не горят», - в этой короткой сентенции присутствует целая гамма страданий и страстей, которым подвержены по-настоящему творческие люди, и, безусловно, переживания самого автора, неоднократно гонимого и преследуемого за свои неоднозначные и столь прекрасные произведения.
Этой фразой автор хочет заострить внимание читателя на том, что истинное искусство вечно, и что бы ни случилось, творец найдет свое признание, пусть даже через сотни, тысячи лет. Ведь как свидетельствует история, так мало талантливых людей было по-настоящему оценено своими современниками. Независимые, гениальные умы намного опережали свой век, и лишь далеким потомкам было суждено осознать всю силу и величие их дара. И пусть их книги публично сжигали на площадях, пусть их имена предавались анафеме, лишь мудрое время способно дать рукописям истинную ценность для будущих поколений и Искусства.
Так восставали из пепла произведения величайших авторов, несправедливо оклеветанных и забытых во времена инквизиции, террора, тотальной безграмотности и мракобесия. Ведь каждый, кто пытается вырваться из тесных уз всеобщей серости, во все времена представлял собой угрозу. Уничтожить такого врага, обратить в прах его произведения – это стремление темных и недальновидных людей нанесло немало невосполнимых потерь истории и искусству. Но «рукописи не горят», и прозрение, свет и истинный гений, несмотря ни на что, восторжествуют.
Ничто не может быть забыто на этой земле, и каждое брошенное в благодатную почву зерно обратится вскоре хорошим, щедрым урожаем. Так каждое талантливое произведение, правдивое слово или просто хороший поступок никогда не канут в бытие, а оставят свой след в памяти и душах многих людей