1. В результате какой игры произошла потасовка в доме главного героя?
2. В каком полку служил главный герой?
3. От чьего лица ведется повесть?
4. Что принес с собой на дуэль обидчик Сильвио?
5. Кому по жребию достался первый выстрел на дуэли?
6. Почему Сильвио не захотел делать свой выстрел?
7. Как пути рассказчика и графа пересеклись?
8. Где произошла решающая встреча Сильвио и молодого графа?
9. Куда попала пуля, выпущенная из оружия Сильвио?
10. Что было изображено на картине графа?
11. В какой сборник входит повесть 'Выстрел'?
12. Почему Сильвио отказался от дуэли с офицером после ссоры в доме за игрой?
13. В каких отношениях был рассказчик и главный герой?
14. Почему Сильвио решился рассказать свою тайну?
15. Знала ли жена молодого графа о ссоре Сильвио и её мужа?
16. Куда попал граф во время своего выстрела на первой дуэли?
17. Что заставило так внезапно Сильвио встретиться с графом повторно?
18. Что граф сказал жене о встрече с главным героем?
19. Есть ли у героя повести прототип?
ИНСТРУКЦИЯ
1
Прочитайте рассказ. Обратите внимание на возникшие у вас после прочтения чувства и ассоциации. Запишите кратко мысли, на которые вас натолкнуло это произведение, первое впечатление о героях и ваши собственные выводы по проблеме рассказа.
2
Выделите главную сюжетную линию рассказа. Определите основных и второстепенных действующих лиц. Опишите центральное событие рассказа.
3
Проанализируйте сюжетную схему. В ней должны присутствовать экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Учитывая небольшой объем рассказа, некоторые части сюжетной схемы в нем могут быть представлены в сжатом виде или вообще отсутствовать.
В экспозиции автор описывает ситуацию, предшествующую основному повествованию, обстоятельства и условия, в которых формировался главный конфликт произведения. В рассказе экспозиция – необязательный элемент.
Завязка сюжетной линии представляет собой исток, начало, первое проявление конфликтной ситуации. На завязку в рассказе обратите особое внимание.
Далее следует развитие действия. Развитие сюжета – динамичная часть произведения. Именно в ней автор не только описывает происходящие события, но и дает характеристики героям, раскрывает их личностные особенности.
Наивысшее напряжение сюжета достигается в кульминации. Эта часть является вершиной рассказа, когда события находятся в самой острой точке развития, эмоции накалены, а характеры персонажей максимально открываются.
За кульминацией следует развязка, в которой проблема разрешается. Поведение героев становится полностью понятным. Автор переходит к описанию последствий. В этой части наиболее заметно отношение писателя к его героям.
Эпилог, как правило, содержит краткое описание дальнейшей судьбы персонажей. В рассказе он может отсутствовать.
4
Разберите композицию рассказа. Обратите внимание на последовательность и взаимосвязанность его частей. Отметьте обстоятельства, при которых каждый персонаж вводится автором в повествование и выводится из него.
5
Определите, какие способы объединения внутреннего мира рассказа использует автор. Даже в короткой художественной прозе важное место занимают описания внешности персонажей, интерьеров, пейзажей.
6
Изучите способы изображения сюжета, которыми пользовался автор. Это может быть монолог, внутренний монолог, диалог, повествование от третьего лица и т. д. Также найдите в тексте места, где автор выражает собственную точку зрения. Отметьте, как именно он делает это – от собственного лица, через любимого персонажа или путем намека, неочевидного вывода.
7
Проанализируйте образы главных действующих лиц. В рассказе их обычно 2-3. Опишите характеры персонажей, их взаимоотношения, уникальность каждого. Подкрепите свои мысли цитатами из текста. Продумайте значение главных и второстепенных героев для развития сюжета и для выражения основной мысли произведения. В анализе рассказа часть, посвященная разбору персонажей, должна быть самой содержательной и объемной.
8
Перечислите стилистические особенности рассказа. Какое место занимает он в творчестве писателя, насколько характерны мысли, высказанные в нем для творческой позиции автора. Для такого анализа вам нужно прочитать биографию писателя и краткое описание его творческого пути. Воспользуйтесь энциклопедическими и справочными изданиями по литературе, монографиями и статьями о данном писателе.
9
Выразите собственное мнение о рассказе. Вам будет просто это сделать, используя записи, сделанные сразу же после прочтения текста. Если ваши взгляды расходятся с мнением писателя, выскажите их в мягкой форме, не претендуя на абсолютную правоту.
Марью Кирилловну Троекурову отец захотел выдать замуж за Верейского. Она не хотела и сказала батеньке, что найдет защиту и не станет женой нелюбимого. Маша попросила брата Сашу положить кольцо в дупло дуба. Он это сделал, но рыжий деревенский мальчишка забрал колечко. Дети подрались. Их разнял дворник Степан. Кирила Петрович поговорил с дерущимися, а Марья Кирилловна краснела при этом и и молчала.
Дубровский не вовремя получил информацию о том, что девушка выходит замуж и не смог предотвратить это событие. История с кольцом повлияла на судьбу дочери Кирилы Петровича.
К о в а р н о е с х о д с т в о.
Жили-были в царстве Геометрических Фигур братья - Квадраты. Они пользовались уважением и почетом. Но совсем не потому, что доводились дальней родней самому Великому Кубу, правителю царства, а потому, что и мудро и дружно занимались общим делом. На воротах их замка висел девиз: "У нас все стороны равны". В замке разбирались всякие тяжбы между фигурами. Чья площадь, например, больше. Братья также выдавали разные документы: доказательства всяких теорем, восстановление углов и линий, неправильно рассчитанных нерадивыми учениками - много чего приходится делать в Геометрии.
Однажды в ворота замка постучалась незнакомка и заявила, что она тоже Квадрат, но долго находилась в изгнании из-за судебной ошибки. Братья чувствовали какой-то подвох, но фейсконтроль показал, что у незнакомки действительно все стороны равны. Упрекнув себя в излишней подозрительности, Квадраты тут же дали почетную ей должность Главного Эксперта Параллельности.
Что тут началось.... Параллельными признавались стороны треугольников и пятиугольников, расходящиеся из одной точки лучи и даже перпендикулярные прямые! Посыпались жалобы. Чаша терпения переполнилась, когда, получив липовое свидетельство о параллельности, два Диаметра выехали от Окружности, а та с горя совсем усохла и превратилась в точку. На демонстрацию протеста вышли и аристократы шары, и простолюдины высоты и медианы, и даже обладающие бесконечным терпением прямые и кривые.
Виновницу призвали к ответу. Тут-то и оказалось, что стороны-то у нее равны, да углы не прямые. А одна диагональ вообще длиннее другой! Мудрец Прямоугольный Треугольник, помнящий еще времена волшебника Пифагора, по этим признакам и установил, что это была не Квадрат, а Ромб, дочка известного смутьяна Параллелограмма. Пришлось ей опять отправляться за ворота замка.
А братья Квадраты повесили новый девиз: "Наши углы прямые и все стороны равны"