С
момента создания произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» прошло много
времени, но в русском обществе до сих пор мало что изменилось. Так, например,
образ героя произведения Молчалина в полной мере олицетворяет большинство
современных людей.
<span> Позиция
Молчалина: молчать, не спорить, поддакивать – очень выгодна для продвижения по
карьерной лестнице и достижения материальных благ. Эти ложные ценности во все
времена были на особом счету у общества. Любому начальнику больше понравится
подчиненный, соглашающийся со всем, что он говорит, чем критикующий его
решения.</span>
<span> Также
такие не очень умные люди как Молчалин выгодны правительству. Государству,
особенно большому, нужно много рабочей силы, а эта сила состоит из людей, которыми нужно править и управлять. А
глупыми людьми управлять легче, т.к. они не сопротивляются и плывут по течению,
ничего не собираясь менять или улучшать в своей жизни. Поэтому государству
выгодно взращивать глупых, невыученных людей посредством обесценивания
образования.</span>
<span> Когда
государство и сами люди наконец поймут, что ум и саморазвитие приносит только
пользу, что, отмалчиваясь, вы разучиваетесь выражать свои мысли, что, начав
говорить, вы можете изменить себя и свою страну, только тогда общество начнет
меняться.</span>
Кто каждый день по улице гуляет? Незнокомка всех обгоняет! А ты сиди молчи и уроки учи
Раскольников — абсолютно бескорыстен в смысле погони за «комфортом» . Раскольников — безгранично корыстен в своем стремлении попасть в «высший разряд» . Достоевский и открывает тайную корысть видимого бескорыстия. «Идеальная» корысть может быть пострашнее материальной. И «гонорар» тут повыше.
И Лужин оказывается вдруг не врагом Раскольникова, а лишь его социальным соратником и соперником, пусть противным, бездарным, но таким, который самим фактом своего существования карикатурит теорию Раскольникова, выявляя ее сущность. Это-то больше всего и бесит Раскольникова .
Понятны его чувства — смесь отчаяния и бунтарства, когда он хочет «взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту!» . Но нельзя «просто-запросто» переделать этот мир . «Просто-запросто» — это и значит «все за хвост и к черту!» . Лекарство Раскольникова опаснее, чем болезнь. Да и никакое оно не лекарство — тоже отрава . В своем анархическом бунте против ненавистного ему мира Раскольников не только использует средства этого мира, но, в сущности, заимствует и его цели. Его бунт лишь увековечивает прежний порядок и способен лишь возвести старую мерзость в куб. Более того: такой порядок и нуждается в таком бунте, нуждается в преступлениях, чтобы, лицемерно и высокопарно осуждая их, поддерживать «на высоте» свое нравственное самосознание. Преступления Раскольниковых позволяют лужиным выступать «столпами общества» .
И оказывается — для того чтобы ненавидеть и презирать даже таких людей, как Лужин и Свидригайлов (даже ростовщицу!) , чтобы бороться с ними, надо еще иметь право на ненависть и презрение, надо иметь моральное право на такую борьбу. Раскольников такого права не имеет уже, теряет его. Он в любой момент может получить убийственное обвинение: «А сам каков? » Он и получает такое обвинение, когда укоряет Свидригайлова в том, что тот подслушивает у дверей. Свидригайлов и отвечает ему с резоном: «Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку!»
В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции. Для русских писателей Вольтер, представитель современного им французского классицизма, являлся ничуть не меньшим авторитетом, чем такие основоположники этого литературного направления, как Корнель или Расин. Русский классицизм имел много общих черт с западным, в частности с французским классицизмом, поскольку он тоже возник в период абсолютизма, однако он не был простым подражанием. Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм. Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей. Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях. Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы. Они стремятся создать художественную литературу и ее язык на национальных основах, придать ей свое, русское лицо, проявляют внимание к народной поэзии и народному языку. Наряду с общими особенностями, присущими как французскому, так и русскому классицизму, в последнем наблюдаются и такие черты, которые придают ему характер национального своеобразия. Например, это повышенный гражданско-патриотический пафос, значительно более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, меньшая отчужденность от устного народного творчества. Бытовые и торжественные канты первых десятилетий XVIII века во многом подготовили развитие разнообразных жанров лирики середины и второй половины XVIII столетия. Главное в идеологии классицизма — государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в. , было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки» , — писал А. П. Сумароков. Государственный пафос русских классицистов — явление глубоко противоречивое. В нем отразились и прогрессивные тенденции, связанные с окончательной централизацией России, и вместе с тем — утопические представления, идущие от явной переоценки общественных возможностей просвещенного абсолютизма.
Много написала...