Бежин луг» — это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева, неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, «Бежин луг» является частью большого и многолетнего цикла малых по форме произведений писателя, объединённых общим названием «Записки охотника». А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим художественным средствам, и по тематике. Первым из всех русских писателей Тургенев вывел на авансцену большое количество разнообразных типов крестьян и описал их так подробно и с такой симпатией, что его современники, можно сказать, наконец-таки открыли для себя сословие, которое ранее редко рассматривалось как достойное изображения в художественной литературе. Важно и современному читателю знать особенности жизни и быта своих предков.
Во-вторых, в каждом рассказе, представлены удивительные описания природы. Это всегда стихия, живущая по своим собственным таинственным законам. Но одновременно и часть жизни человека, а часто и прямое отражение его внутреннего состояния. В рассказе «Бежин луг» пейзаж меняется много раз в зависимости от ситуации. Удачная охота проходит во время безмятежной погоды, в лучах солнца и ласкового тепла. Но когда герой к вечеру сбивается с пути, картины природы приобретают зловещие черты. А такие образы, как пустырь, заросший кустарниками и высокой травой, и бездна, в которую едва не проваливается охотник, передают читателю чувство тревоги и неопределённости.
Во всех рассказах цикла присутствует один и тот же персонаж — лирический герой, в котором читатель узнаёт самого писателя, страстного охотника, странника, открытого и общительного человека, любителя природы и собирателя житейских историй. Композиция рассказов имеет общие черты: начинаются они с небольшого описания обстоятельств, при которых автор отправился в очередной раз на охоту со своей верной собакой. Затем он попадает в необычные обстоятельства или вполне узнаваемые, но с любопытными персонажами. И дальше читатель вместе с автором наблюдает за этими персонажами — их внешностью, поведением, разговорами. Заканчиваются рассказы из цикла «Записки охотника» раздумьями автора, его впечатлениями, эмоциями и описанием того, как он покидает место, где происходили основные действия.
Из подробных портретных характеристик в «Бежином луге» можно узнать и о достатке человека, и о его образе жизни. В тексте встречаются историзмы: «армячок», «онучи», «свитка» — и просторечия: «откентелева», «эвто», «зачнется», «авось», «напредки», «дескать». Последнее обстоятельство не удивительно, ведь автор много внимания уделяет разговорам героев сюжета — крестьянским мальчишкам. Всего их пятеро: Ильюшка, Павлуша, Костя, Федя и Ваня.
Все они, кроме Вани, который тихо спит под рогожкой, с удовольствием у костра рассказывают друг другу различные страшные истории. Одни из рассказов навеяны реальными событиями, другие — деревенскими слухами. Но, как водится во время ночных бдений со «страшными историями», любой неожиданный звук в темноте становится поводом для новой щекочущей нервы фантазии. Так, вдруг начинают от тревожных звуков волноваться кони, которых выгуливают на лугу мальчишки, и Павлуша без промедления кидается в ночь их успокаивать. А по возвращении говорит, что всё в порядке: он думал, там волки, но их не оказалось. Именно этого мальчика автор отмечает особенно.
Портрет Павлуши строится на контрасте: внешне он самый непривлекательный из всех ребят, есть в его пропорциях какая-то асимметрия, но зато у него умные глаза и замечательный характер. Павлуша — смелый, самостоятельный и ответственный мальчишка. Читатель невольно вместе с писателем проникается к нему симпатией, и тем более становится обидно за этого мальчика, когда весёлый тон повествования заканчивается оговоркой автора о том, что Павлуша, к сожалению, умер в тот же год, упав с лошади.
Эта последняя фраза вполне укладывается в стилистику «страшной истории» как жанра разговорной речи. Она часто заканчивается трагическим событием, которому было предвестие. И природа этого события загадочна и необъяснима. Так, в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» соединяются черты реализма и романтизма.
Бежин луг» — это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева, неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, «Бежин луг» является частью большого и многолетнего цикла малых по форме произведений писателя, объединённых общим названием «Записки охотника». А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим художественным средствам, и по тематике. Первым из всех русских писателей Тургенев вывел на авансцену большое количество разнообразных типов крестьян и описал их так подробно и с такой симпатией, что его современники, можно сказать, наконец-таки открыли для себя сословие, которое ранее редко рассматривалось как достойное изображения в художественной литературе. Важно и современному читателю знать особенности жизни и быта своих предков.
Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть. Видна ему из щелки дорога — под гору идет, направо сакля [Сакля — жилище кавказских горцев] татарская, два дерева подле ней. Собака черная лежит на пороге, коза с козлятами ходит — хвостиками подергивают. Видит — из-под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идет, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведет бритого, в одной рубашонке. Прошла татарка в саклю с водой, вышел татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете [Бешмет — верхняя одежда] в шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, черная, назад заломлена. Вышел, потягивается, бородку красную сам поглаживает. Постоял, велел что-то работнику и пошел куда-то. Проехали потом на лошадях двое ребят к водопою. У лошадей храп [Храп — здесь: нижняя часть морды у лошади] мокрый. Выбежали еще мальчишки бритые в одних рубашках, без порток, собрались кучкой, подошли к сараю, взяли хворостину и суют в щелку. Жилин как ухнет на них: завизжали ребята, закатились бежать прочь — только коленки голые блестят. (Л. Н. Толстой Кавказский пленник)
Быт татар, природа кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) . Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.
Петр Андреевич Гринев - сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своем имении, и дворянки. Воспитывался он в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Лучшие черты Гринева обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляется в минуты испытаний, и помогает ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного - преданного дядьки Савельича, Гринев сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, он быстро разгадал низменную натуру Швабрина.