Самое первое впечатление - ещё одна поэтическая сказка о страшном времени правления Ивана Грозного. Но если верить историческим источникам, на которые опирался Карамзин (а именно из его "Истории государства российского" Толстой почерпнул материал для сюжета своей баллады), то без всякого приукрашивания можно сказать, что Василий Шибанов - человек чести и такой подвиг надо помнить. А вот сам его поступок можно объяснить по-разному. И как просто преданное служение господину, и как то, что он сам захотел воспользоваться письмом Курбского, дабы передавая его царю, как бы и от своего имени сказать правду. Для меня самое потрясающее - это предсмертная молитва Шибанова. А вообще, всё сказал Иван Грозный, так написав Курбскому в ответном письме: "Устыдися раба своего, Шибанова: он сохранил благочестие пред Царем и народом; дав господину обет верности, не изменил ему при вратах смерти." И ещё - а здорово Толстой создал образ Курбского, который, несмотря на то, что "остался за кадром", предстаёт во всей красе своего предательства, и гражданского, и человеческого. Лишний раз убеждаешься, что невозможно быть чуть-чуть подлецом, "коль коготок увяз..." ИМХО
Мама Артема- Алексеевна:"рука у матери теперь стала твердая, а прежде была мягкая", не хотела отпускать сына в школу, на следующее утро поцеловала сына и сказала:"Ну иди, иди помаленьку. Учись там и расти большой".
Учительница-Аполлинария Николаевна-"В школе я тебе мама!", "Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и унесла", "ишь ты, какая она была,-она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой", "учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнате при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюлу было убрано чисто-хорошо", "Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые", "схватила мальчика и прижала его к своей груди".
Это продолжение серии обличительных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. В повести сатирически высмеиваются не сами генералы, а основы русской жизни. В основе благополучия большой прослойки дворянства и чиновничьего класса лежит труд простых мужиков. Хамское отношение, лень, грубость и бессердечие правящего класса становятся мишенью для едкой сатиры в этой повести для Салтыкова-Щедрина. Генералы пользуются трудом неизвестного мужика, причем считают, что это они делают ему одолжение, а не он им. Периодически возникают парадоксальные эпитеты в сторону мужика: лентяй, тунеядец и т. д. Мужик в этой повести как образ русского народа все умеет, не лентяй, но никак противостоять «генералам» не может, те даже на веревку его посадили. Безропотно все делает, ни разу не воспротивился.
Коли соловейко вів свої ніжні солодкі мелодії, на очах імператора виступили сльози та покотилися по обличчю.Тоді соловейко заспівав ще чарівніше))
<span>
</span>
Вообщето повестей под название Детство великое множество.