<span>Центральными
персонажами в произведении были два брата, два сына старого казацкого
полковника Тараса Бульбы. Старшего сына звали Остап, а младшего –
Андрий. Оба брата были здоровыми молодыми воинами. Казалось бы, они
такие разные и имеют такие различные судьбы. Однако судьбы у обоих
одинаково трагичны.
У них у обоих было одинаковое детство. Оба
выросли под присмотром заботливой мамы. Однако в то время как Андрий
всегда нуждался в материнской любви, Остап старался всегда быть более
самостоятельным и сильным, как отец. Оба получили одинаковое
образование, но проявляли себя по-разному. Андрию всегда легко давалась
учеба, и он был гораздо изобретательнее брата. Остапу же вначале учеба
совсем не давалась, но он прикладывал максимум усилий и в итоге стал
одним из лучших учеников бурсы.
Оба брата после окончания учебы в
Киеве вернулись домой, где пробыли недолго. Под руководством отца они
вскоре отправились на Запорожье получать житейский опыт, и как говорил
сам Тарас Бульба для прохождения школы жизни. Там казаки объединились
против поляков и начались частые ожесточенные сражения. Остап и Андрий
быстро стали одними из лучших бойцов. Они верой и правдой защищали свою
родину.
Когда казацкие полки не смогли взять город Дубно, они решили
взять его в осаду. Там Андрий встретил служанку своей возлюбленной
девушки-полячки. Узнав, что та в беде и переносит тяжелый голод, он тут
же решил ей помочь. В результате, ради своей любви он отказался от
родных, от товарищей и, наконец, от родной земли. Это предательство его
привело к бою с родным отцом и братом. Тарас Бульба не смог смириться с
тем, что его младший сын предатель и собственноручно его убил. Так,
трагически закончилась жизнь Андрия.
Не менее трагична судьба Остапа.
Он всем сердцем болел за брата, но оставался все также верен казакам,
как и вначале боев. Когда поляки отправили своим полками подкрепление,
казацкие войска были разгромлены и многие из них оказались в плену, в
том числе и Остап. Отец был изранен, но из всех сил пытался помочь сыну.
Узнав, что все пленные будут казнены в Варшаве, он отправился туда в
попытке как-то помочь Остапу, но лишь стал свидетелем казни сына,
который не издал ни звука и оставался до конца стойким воином.
По
сути, трагична судьба и Тараса Бульбы. Ему пришлось принять смерть самых
дорогих ему людей. Но это были разные смерти: одна – смерть истинного
казака, другая – смерть предателя. Несмотря на то, что оба сына были
воспитаны одинаково, выросли в одном доме, получили одинаковое
образование, жизненные ценности и приоритеты у них были разные.
</span>
Л.Н. Андреев – один из немногих писателей, которые тонко чувствовали движение жизни, ее стремительные порывы и малейшие изменения. Писатель особенно остро переживал трагизм человеческого существования, которым управляют неведомые людям таинственные, роковые силы. Его творчество – результат философских раздумий, попытка ответить на извечные вопросы бытия. В произведениях Андреева особую ценность приобретают художественные детали.На первый взгляд они кажутся совершенно неподвижными и немыми. За мельчайшими подробностями скрываются, подобно легким штрихам, едва неуловимые полутона и намеки. Тем самым писатель призывает своего читателя самостоятельно ответить на важнейшие вопросы человеческой жизни.Поэтому, чтобы понять произведения Андреева, нужно чувствовать смысловые оттенки каждого слова, уметь определять его звучание в контексте.Это мы и попытаемся сейчас сделать при анализе рассказа «Большой шлем».II Беседа по рассказу «Большой шлем»<span><span> - В чем заключается особенность построения сюжета и системы персонажей? </span>(Сюжет рассказа, на первый взгляд, кажется достаточно простым. Однако при более детальном рассмотрении можно заметить философский смысл, который скрывается за реально-бытовой основой. Персонажи рассказа – обычные люди. В течение многих лет они проводят свой досуг за игрой в винт. Автор скупо обрисовывает черты своих героев, ничего не говорит о внутреннем мире персонажей. Читателю самому предстоит догадаться, что за несложной сюжетной основой и лаконичным изображением героев подразумевается символ однообразия течения жизни, в ритме которого бесцельно живут обыватели). </span><span><span>- Какова интонация произведения? Какова ее роль? ( </span>Интонация рассказа проста, лишена эмоциональности, острого драматизма, спокойна. Автор беспристрастно описывает досуг игроков. Речь идет о событиях обычных и невзрачных. Но за размеренной интонацией повествования скрывается напряжение, драматизм чувствуется в подтексте. В этом спокойном течении жизни, за однообразием карточной игры люди теряют свой духовный облик и индивидуальность).</span><span>- Что можно сказать о героях рассказа «Большой шлем»? Как описаны их действия? (Внешний облик героев обрисован кратко. Яков Иванович «был маленький, сухонький старичок, зиму и лето, ходивший в наваченном сюртуке и брюках, молчаливый и строгий». Полной противоположностью ему является Николай Дмитриевич – «толстый и горячий», «краснощекий, пахнущий свежим воздухом». Евпраксия Васильевна и Прокопий Васильевич обрисованы менее подробно. При описании брата и сестры Андреев ограничивается лишь упоминанием фактов их биографии. Всех героев объединяет одно – карточная игра заменила им многообразие жизни. Они боятся, что установленный порядок и искусственно созданные условия существования могут разрушиться. Мир этих героев замнут в пределах колоды карт. Поэтому и действия их весьма шаблонны. Автор лаконично описывает манеру их игры).</span><span><span>- </span><span>Сопоставьте двух героев Николая Дмитриевича и Якова Ивановича по поведению за карточным столом. Как через детали раскрываются их характеры? </span>(Яков Иванович никогда не играл больше четырех взяток, его поступки точно взвешены, не допускают малейших отклонений от установленного им порядка. Николай Дмитриевич, наоборот, в рассказе представлен страстным игроком. Игра в карты полностью поглощает его. Кроме того, он мечтает о большом шлеме, поэтому постоянно проявляет взрывы эмоций).</span><span><span>- </span>Как Андреев описывает карты в рассказе «Большой шлем»? Какой смысл скрывается за детальным изображением карт? (Складывается впечатление, что карты и люди поменялись местами: люди похожи на неодушевленные объекты, а карты ведут себя как живые существа. Автор детально описывает карточные масти. По мере усиления детализации описания у карт появляется характер, определенная модель поведения, они становятся склонными к проявлениям эмоций. Можно сказать, что автор совершает художественный обряд оживления карт. Олицетворению карт можно противопоставить процесс духовного омертвения героев).</span><span><span>- </span>Какой символический подтекст скрывается за смертью Николая Дмитриевича? (Смерть этого героя является закономерной и неизбежной. Весь ход повествования предвещает трагическую развязку. Нелепость мечты о большом шлеме свидетельствует о духовной смерти героя. После чего наступает смерть физическая. Абсурдность ситуации усиливает тот факт, что его мечта сбылась. Кончина Николая Дмитриевича символизирует пустоту многих человеческих стремлений и желаний, разрушающее влияние повседневности, которая, подобно кислоте, разъедает личность и делает ее бесцветной).</span><span><span>- </span><span>В чем заключается философский смысл рассказа? </span><span>(Многие люди живут в атмосфере духовного вакуума. Они забывают о сострадании, добре, милосердии, интеллектуальном развитии. В их сердцах нет живого интереса к окружающему миру. Изображая ограниченное личное пространное своих героев, автор скрыто выражает свое несогласие с подобной формой существования).</span></span>
Это историзм 1) Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей историческойэпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях.
И что вы хотите этим сказать? Какие герой? Что вообще происходит ? Может вы хотели спросить героев литературных произведении?