Жизнь Башмачкина делится на два периода-до покупки шинели и после.
Композиция повести:экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Экспозиция:описание жизни Акакия Акакиевича,
характер,привычки,вызывает сочувствие и показывает безысходность судьбы Башмачкина.
Завязка:необходимость покупки новой шинели,чрезвычайное событие в жизни Акакия,урезание расходов,экономия на себе,цена новой шинели-полная нищета.
Кульминация:покупка новой шинели,невероятная гордость,насмешки коллег.
Развязка:кража шинели,визит к значительному лицу,унижение,горячка,гибель Акакия,никто не заметил смерти чиновника.
Эпилог:фантастическое возвышение привидения,торжество справедливости,наказания значимых господ.
Ничтожный человечишко,после приобретения новой шинели считает,что он вдруг стал человеком.Мечта сбылась,он счастлив,не замечает,что окружающие издеваются над ним.Пустое место обретает человеческие черты.Он стал равным окружающим,шинель для него-это признак равенства.У него появляется слабая уверенность в себе,он понимается с колен,на которые поставил себя добровольно.Он начинает "сметь",но всё рушится с кражей шинели,отчаяние толкает Башмачкина к важному лицу и ему указывают его место,его окружает равнодушие,он жалок и беспомощен,как и был раньше.
Савелий – «богатырь святорусский», «С большущей сивой гривою, Чай двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал». По силе он точно был схож с медведем, в молодости охотился на него голыми руками.
Почти всю свою жизнь С. провел в Сибири на каторге за то, что живьем закопал в землю жестокого немца-управляющего. Родная деревня С. находилась в лесной глуши. Поэтому крестьяне в ней жили относительно свободно: «К нам земская полиция Не попадала по году». Но они безропотно терпели зверства своего помещика. Именно в терпении, по мысли автора, и заключается богатырство русского народа, но и этому терпению есть предел. С. присудили 20 лет, а после попытки побега добавили еще 20. Но все это не сломило русского богатыря. Он считал, что «Клейменый, да не раб!» Возвратившись домой и живя в семье сына, С. вел себя самостоятельно и независимо: «Семейки недолюбливал, В свой угол не пускал». Но зато С. хорошо относился к жене внука, Матрене, и ее сыну Демушке. Несчастный случай сделал его виновником гибели любимого правнука (по недогляду С. Демушку загрызли свиньи). В безутешном горе С. уходит на покаяние в монастырь, где и остается молиться за весь обездоленный русский народ. В конце жизни он произносит страшный приговор русскому крестьянству: «Мужчинам три дороженьки: Кабак, острог да каторга, А бабам на Руси Три петли…В любую полезай».
Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекойЧто кинул он в краю родном?..Играют волны — ветер свищет,И мачта гнется и скрипит…Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури.Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,<span>Как будто в бурях есть покой<span>1</span></span>
Основная мысль научить детей не обманывать взрослых и уметь сознаваться в своих поступках