ЗИМНЯЯ СКАЗКА.
Зима сама по себе прекрасное, морозное, снежное время года. Когда наступает зима, все становится как будто заколдованным. Леса покрыты серебром. Поля и дома одели белые шубы, которые на солнце переливаются так, что ослепляют глаза. А как прекрасны ели, сосны, которые наклонили свои могучие лапы под тяжестью снега, или покрытые инеем деревья, которые сверкают на солнце серебром.
Зима таит в себе множество чудес и загадок. Одно из таких чудес - это заснувшие деревеньки далеко от городов, укрытые шубой снега, с дымящимися печами и разрисованными причудливыми узорами окнами. Ведь каждый из этих узоров особенный. Нет одинаковых узоров. Нет одинаковых снежинок. Если всмотреться в эти узоры, то можно увидеть целые пейзажи, которые украшают окна домов. Чудом и одновременно загадкой является и вьюга, которая воет за окном так, что даже страшно становится. Она наметает сугробы, заметает дорогу, перебрасывая снежинки. Очень красиво, когда идет снег крупными хлопьями. Такие хлопья снега называют еще «мухами». Такой крупный снег – необыкновенная красота. Хочется смотреть и смотреть, как эти большие хлопья кружатся, летают и падают на землю.
А сколько радости зима приносит детям! Они лепят снеговиков, играют в снежки, катаются на лыжах, санках, коньках. Взрослые, как и дети, находят много интересов для себя в неповторимой русской зиме. Это катания на лыжах, коньках, игра в хоккей, катание на снегоходах по таинственным лесам, зимняя рыбалка на спящих подо льдами реках.
Неотъемлемой частью зимы является Новый год. Новый год самый чудесный, веселый и любимый праздник. Взрослые наряжают елки до Нового года вместе с детьми, украшают их красивыми игрушками, гирляндами и разноцветной мишурой. Дети ждут Деда Мороза и Снегурочку, загадывают желания, пишут письма Деду Морозу. Родители кладут под наряженные елки подарки детям и говорят, что их принес ночью Дед Мороз. Взрослые также, как и дети, надеются на чудо, загадывают желания под бой курантов в новогоднюю ночь около наряженных елок.
Ну разве не красива зимняя сказка?
Предания-жанр фольклорной несказочной прозы,разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение. В отличии от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей историческими личностями, локальной топонимикой.
Взятие снежного городка на Масленицу
Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.
Кулачные бои на Масленицу
Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в Очерках народного быта рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии:
В последний день масленицы <...> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Начинается с традиционной стенки, когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья.
Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия.
Максимов писал: Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка...
Катание на санях на Масленицу
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.
Блины на Масленицу
Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды:
В понедельник - встреча масленицы.
Во вторник - заигрыши.
В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины.
В широкий четверг происходили самые людные санные катания.
В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение.
Суббота отводилась золовкиным посиделкам.
Воскресенье называлось прощеным днем.
Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: Простите меня, прошу вас, - на что отвечают: Бог вас простит, и меня простите тоже.