Для А. С. Пушкина стихотворение «Анчар» было важным, оно закрепляло связь со временем. Вероятно, не зря в его черновой рукописи обозначена точная дата написания — 9 ноября 1828 года.
Образ анчара возникает уже в первой строфе и дается в торжественно-мрачном тоне. Это подчеркивают эпитеты: «чахлая» , «скупая» пустыня, раскаленная зноем почва.
Употребление старославянской формы «раскаленный» делает стих приподнятым, величественным.
Сравнение «как грозный часовой» необыкновенно выразительно.
Пушкин создает символический образ. Его не интересует больше само дерево, растущее на острове Ява. Потрясает какой-то просветленный пушкинский гуманизм. Поэт поднимается до постановки огромной проблемы о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.
Во второй и последующей строфах усиливается мрачный характер образа: возникает тема яда.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
В третьей строфе яд показан в движении, он смертоносен:
Яд каплет сквозь его кору…
Трагизм заключается в том, что к дереву, к которому «и птица не летит» , «и тигр нейдет» , а ветер, соприкоснувшийся с ним, «мчится прочь уже тлетворный» , человека отправляют «властным взглядом» . Причем посылающий прекрасно знает о последствиях своих действий. Посланный же «послушно в путь потек» , потому как раб, давно забывший, что он такой же человек. Подданный выполнил свою миссию: принес с ядовитого дерева своему князю «смолу» и «умер… у ног непобедимого владыки» . Доволен остался деспот, разослав с принесенным ядом гибель «к соседям в чуждые пределы» , умножая и распространяя вокруг себя зло.
Психологическая основа пушкинского стихотворения — кровное и искреннее сочувствие человеку, обреченному на гибель.
Стиль на удивление спокоен. Несмотря на это, голос Пушкина будто заклинает: подобное недопустимо в человеческом обществе.
Конечно - ДА!
Сатира (лат. satira) — проявление комического в
искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение
явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии,
гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Осмеиваются те явления
жизни, которые представляются автору порочными. Сатирическими могут быть
и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Несмотря
на то, что сатира это литературный жанр, она может проявляться в
изобразительном искусстве и исполнительном искусстве. В сатире
социальные или индивидуальные сумасбродства, злоупотребления критикуются
при помощи бурлеска, ироничности или других методов для того, чтобы
вызвать улучшение. Хотя сатира намеревается быть смешной, её целью не
является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение
на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония,
сарказм, пародийность, бурлеск, противопоставление, сравнение и
аналогия. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в
то время как сатира лишь атакует.
Термин «сатира» происходит от
латинского lanx satura и означает «тарелка фруктов» (оно не имеет
никакого отношения к греко-римским полубогам, полуживотным сатирам) .
Родоначальниками римской сатиры являются Энний и Луцилий, но наибольших
успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который
определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр
политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском
народовластии.
Юмор в сатире используется для того, чтобы
разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь.
Это характерно уже для первых сатирических произведений. Юмор в
определенных вопросах (политика, религия) не может считаться сатирой,
так как направлен на сам предмет, а не на его социальные последствия.
На этот вопрос довольно проблематично ответить, поскольку Печорин - человек, безусловно, большого ума и таланта, он не как все общество, он стоит выше него, ему от бога предназначена особая роль, которую он, увы, не смог разгадать. Всю свою жизнь Печорин провел в поисках смысла своего существования, судьба испытывала его на прочнось, подкидывая все новые и новые уловки в виде роковых дуэлей и роковых знакомств с женщинами. Печорин был для них особенно привлекателен: внешность ангела и глаза зверя, чудовищное противоречие внешнее пораждало противоречие внутреннее. Но это ничуть не мешало женщинам любить его. Одной из них была Вера, родственница княгини Лиговской по мужу. Они были знакомы очень давно, и с тех пор Вера любила и ненавидела лишь единственного мужчину - Печорина. Она любила, он был любим, хотя сам признавался Вернеру, что Вера - единственная женщина, которую он не в силах обмануть. Очевидно Печорин понимал, на какие жертвы она идет ради него. Любовь Веры была для него пожалуй самым дорогим: он не притворялся, не изображал из себя того, чего на самом деле не стоит. А она не требовала ничего, собственно поэтому Печорин ценил Веру, но пойти на что-то большее не мог по природе своей.