<span>Повесть, по авторскому свидетельству, представляет собою начало романа, над которым Пастернак работал зимой 1917 — весной 1918 г. Почти совершенная по исполнению, она описывает ключевые моменты человеческой жизни от младенчества до взросления, общепризнанно, что «Детство Люверс» — лучшая русская повесть об отрочестве. Д. Быков в книге «Борис Пастернак» писал о повести «Детство Люверс»: «Новая интонация, чуждая экзальтации, новая проза с упрощенным синтаксисом и пристальным вниманием к деталям оказывались возможны только там, где речь шла о детстве героини: остальные две части Пастернак печатать не стал. В «Детстве Люверс» впервые появится мысль о том, что не человек работает над жизнью, а жизнь — над человеком, и работа эта благотворна; в некотором смысле трагическая любовь оказалась теми вилами, которые исцелили героя честертоновского рассказа. «Если доверить дереву заботу о его собственном росте, дерево все сплошь пойдет проростью, или уйдет целиком в корень, или расточится на один лист, потому что оно забудет о вселенной, с которой надо брать пример, и, произведя что-нибудь одно из тысячи, станет в тысячах производить одно и то же». Здесь много точных наблюдений, которые можно бы назвать психологическими, если бы не антипатия Пастернака к самому слову «психология»: в «Детстве Люверс» оно названо ярким и развлекающим ярлыком. […] Тут и нежная насмешка над собственными детскими мыслями о самоубийстве — «В Каму нельзя было броситься, потому что было еще холодно»; и такое же нежное, веселое сравнение — «Ребенок, походивший на крестьянский узел с наспех воткнутыми валенками»; и детская цветовая память — «Они чернели, как слово «затворница» в песне». Сюжет едва намечен — в романе речь шла о взаимной влюбленности девочки и ее репетитора, так проигрывался неосуществившийся сюжет 1910 года, когда Пастернак собирался обучать латыни Лену Виноград, недавно приехавшую из Иркутска (детство Люверс тоже протекает «в Азии» — в Перми и Екатеринбурге; Урал Пастернак знал — в Сибири не был. Впрочем, вряд ли тогдашний Иркутск сильно отличался от Перми). Репетитора зовут Диких, что символично,— впрочем, черты молодого Пастернака есть и в бельгийце Негарате, который по делам заходит к отцу Жени: «Негарат стал рассказывать историю переселения «своих стариков» так занимательно, будто не был их сыном, и так тепло, будто говорил по книжке о чужих». Наверное, какая-то связь с «растительной» фамилией автора есть и в фамилии умершего студента Цветкова — общего знакомого Диких и Негарата; с ним, виденным единожды в жизни и никак более в повествовании не появляющимся, связана мысль Жени о ближнем в библейском смысле слова: о человеке вообще. Может быть, этот, тенью мелькнувший человек с цветочной фамилией — и есть небывший, невстретившийся Пастернак. Вообще же он тут во всем: в тысячу глаз наблюдает за возлюбленной. В ней есть и его собственные черты (не зря она наделена обратимым, мужеско-женским именем, и потом он сочтет это символом и предвиденьем: имя его первой жены будет — Женя). Кстати, есть у Жени и брат Сергей — по некоторым приметам, будущий Сергей Спекторский; эта же пара — Женя (теперь уже, в несчастливом замужестве, Истомина) и ее брат Сережа — будет фигурировать в прозаических замыслах Пастернака первой половины тридцатых».</span>
Мне кажется, тебе надо запомнить даты, произведения, которые он написал, а еще понять его натуру, т.е. какой он человек, т.е. он человек, который любит свой народ и т.д.
Тыбурций Драб, персонаж повести Владимира Галактионовича Короленко (в сокращенном варианте - рассказ "Дети подземелья") - на мой взгляд, личность крайне загадочная. Пан Тыбурций - второстепенный герой, поскольку сюжет повести строится в основном вокруг взаимоотношения мальчика Васи с его друзьями - Валеком и Марусей, которых опекает Тыбурций. Этот персонаж описан автором скупо, но некоторые детали, вскользь упоминаемые автором, позволяют строить предположения об этом герое.
В самом деле, Короленко мало что говорит о нем прямо. Тыбурций немолод, но точного возраста автор не указывает. У Тыбурция на попечении двое детей, но его ли это дети, опять неизвестно. Ни автор, ни сам персонаж не называют их прямо сыном и дочерью, не указывают на внешнее сходство детей с ним. Усыновил ли он Валека и Марусю или это все-таки его дети? Был ли Тыбурций женат? Неизвестно. Одно известно точно: он очень любит этих детей. После смерти Маруси Тыбурций с Валеком исчезают. Куда? Автор об этом опять не говорит.
О прошлом персонажа мы можем только догадываться. Тыбурций - лидер группы нищих и бродяг, но нищим он явно был не всегда. Такой вывод можно сделать из того, что Тыбурций потешает мужиков в трактирах, произнося длинные речи на латыни. Это говорит о том, что у Тыбурция как минимум гимназическое образование, то есть он не простой человек, а, скорее всего, вышел из дворянского сословия. В те времена в гимназиях людей "низших" классов не обучали. Кроме того, речь у Тыбурция грамотная: ни суржика, ни просторечных слов он не употребляет. Читателю остается только гадать, кем же на самом деле был Тыбурций Драб.
ДАНИЛА — герой сказа П. П. Бажова «Каменный цветок» (1938). В основу этого философско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Данилку Недокормыша звали «блаженным» . Ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож» , и тогда отдали его в обучение к мастеру Прокопьичу «по малахит-ному делу» . Так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. Но не увлекала его работа: «Трудности много, а красоты ровно и вовсе нет» . Надумал Д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать» . Вспомнил он рассказ старой ведуньи Вихорихи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. Бросился Д. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок! » Та просьбу выполнила, но «затуманился» Д. после того, как цветок увидел, «голову разломило» . Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера» . О дальнейшей судьбе Д. повествует автор в двух других сказах — «Горный мастер» (1939) и «Хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка» . Интерпретации образа Д. -мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.
Сказ экранизирован в 1946 г. режиссером А. Птушко; созданы опера К. В. Молчанова «Каменный цветок» (1950), балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (1950). В партии Д. дебютировал на сцене Большого театра В. В. Васильев (1959).
Рассказ называется ,, Васюткино озеро" потому что Васютка во время своего путешествия находит озеро со множеством рыбы. Озеро после этого называют Васюткиным. Васютке помогли выйти из леса его смелость смекалка терпение знание леса и озёр хозяйственность умение разжигать костры умение стрелять из ружья и экономия патронов