<span>Во-первых, если вы хотите узнать, что представляла из себя Испания времен Сервантеса, то есть конца 15 века, вам достаточно прочитать Дон-Кихота. В книге представлены все слои общества, описываются их бытовые привычки, традиции, верования. Герои романа – это представители разных профессий, занятий и мировоззрения.Во-вторых, это язык. Не знаю, способен ли это понять не филолог, но читать этот роман по-испански так же приятно, как смотреть на шедевры Рафаэля или Мурильо. Люди разных слоев говорят по-разному. Речь Дон-Кихота – это определенно высокий стиль, взятый из прочитанных им приключенческих романов. Никаких ошибок, длинные предложения, сложный синтаксис. А вот речь его оруженосца Санчо Пансы просто пестрит пословицами, поговорками и присказками, что характерно для его среды. Он часто делает ошибки или неправильно произносит слова, но что с него взять, он же неграмотный.В-третьих, это вставные новеллы. С одной стороны их можно считать и отдельными законченными произведениями, но с другой они очень органично вписываются в структуру романа. Мне особенно нравится “Повесть о безрассудно любопытном” и новелла о пленнике, которая, кстати сказать, автобиографична.В-четвертых (а может это надо было поставить и в самое начало), идея романа. Главный герой – человек, который хочет изменить действительность. Хочет, чтобы всем стало хорошо. Очень в традициях гуманистов (чьи идеи очень повлияли на мировоззрение Сервантеса). Чтобы добиться своей цели, Дон-Кихот и решил возложить на себя бремя странствующего рыцарства . Для него странствующий рыцарь – самоотверженный борец за справедливость, обязанный “защищать обиженных и утесняемых власть имущими”. В железном веке истинный гуманизм должен облечься в латы и вооружиться острым рыцарским мечом.<span>В-пятых, это роман “голыми руками” не возьмешь. За него стоит браться, когда уже прочитана добрая половина испанской, итальянской и греческой литературы более ранних эпох, потому что автор постоянно ссылается на всякие классические произведения.</span></span>
<span> Платов «…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». «Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь» . «А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент!» «…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели». «Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал». Николай Павлович «Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный». «…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают». «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано». «…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника». «— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали! »</span>
Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и
выразительные глаголы, держа читателя в напряжении и тревоге за
судьбу героя. Проигравший битву барс тоже вызывает жалость, ведь
в начале эпизода автор говорит о нем, как о ребенке, не
подозревающем об опасности – «одним прыжком/ из чащи выскочил
и лег,/ играя, навзничь на песок./ То был пустыни вечный гость/
могучий барс./ Сырую кость/ он грыз и весело визжал»
Мцыри видел в нем достойного соперника и злобного врага, как ион жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был
поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и
изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому
в этой битве зверь и человек равны.
Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его
вольных дней, до предела символичная. Барс олицетворяет злую
мощь и волю природы, которая отвернулась от героя. Мотив
«дружбы-вражды» героя с природой в этом эпизоде достигает
апофеоза.
И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму
героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе,
должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со
всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть
свободным, а в данном случае их олицетворяет барс.
Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную
энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны,
глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он
берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.