Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009) – писатель, поэт, драматург, председатель Союза писателей России, автор гимнов СССР, политический деятель.Детство
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Его семья имела дворянские корни. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. А его раннее творчество было высоко оценено поэтом А.Безыменским. Затем Сергей вместе с родителями переселился в Ставропольский край. Именно там, в 1928 году впервые было опубликовано стихотворение Сергея Михалкова.
Начало карьеры
Окончив школу, юный поэт возвратился в столицу. Он работал в нескольких местах до тех пор, пока, наконец, не стал сотрудником газеты «Известия», пусть даже внештатным. В то время в биографии Сергея Михалкова его стихи печатались в самых известных газетах и журналах страны. Например, в «Огоньке», «Правде», «Комсомольской правде», «Известиях» и т.д. Однако после печати поэмы «Дядя Степа» еще более прославился. В 1935 (год выхода поэмы) Михалков начинает учебу в Литературном институте. А уже в 1937 году он входит в «Союз писателей СССР». Буквально за несколько лет поэт Сергей Михалков стал известен по всему Союзу.
В краткой биографии Михалкова стоит обязательно упомянуть о получении Сергеем Владимировичем в 1939 году высшей награды СССР – ордена Ленина.
Военное время
Когда же началась Великая Отечественная война, Сергей работал военным корреспондентом. Разработал сценарий фильма «Фронтовые подруги» (за который получил Государственную премию), «Бой под Соколом». После окончания войны сменил направление творчества. Появились известные стихи для детей Сергея Михалкова. Также он создавал детские пьесы, писал сценарии к мультфильмам. Тогда же Михалков работал над сценарием фильма, который стал очень известным, «Три плюс два» и фильма «Большое космическое путешествие». В 1944 году после решения правительства сменить гимн, Михалков стал одним из авторов текста новой версии. Вторая редакция текста гимна вышла из-под пера Михалкова в 1977. Третья – в 2000. В 1962 по его инициативе (был одним из авторов и организаторов) начал выходить киножурнал «Фитиль».
Читайте также: Владимир Маяковский биографияПолитическая деятельность
Со временем Михалков продвигался по карьерной лестнице. Он стал секретарем Союза писателей, а также секретарем СП РСФСР (позже – председателем). Проявил себя как политический деятель, будучи депутатом Верховного Совета. Многие критики утверждают, что стихи Сергея Михалкова и его деятельность были угодничеством, лукавством. Он принял участие в гонениях диссидентов, истинно считая, что этот процесс оправдан. Позже стал одним из членов комиссии по вопросам Государственной премии. Начиная с 1992 года, был одним из председателей Общества писательских союзов. Произведения Сергея Михалкова были настолько популярны, что к 2008 году по общим подсчетам их тираж составил 300 млн. В 2008 году за выдающиеся литературные заслуги был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного
Москва-река, давно с тобой знакомы -
Как воды, наши судьбы разошлись.
Ты помнишь, как, расчерчивая склоны,
На лыжах с берегов твоих неслись?
Как на гранитных плитах загорали
И плавали вблизи метро-моста,
А, накупавшись, вещи собирали,
Трусишки выжимали у куста?
И во дворце для юных пионеров,
На Ленинских красивейших горах,
Торчали по полдня, гуляли в скверах,
В футбол гоняли там же, на полях.
Позднее, обучаясь в средних классах,
Компанией гуляли вдоль реки,
Чтоб с тыла обойти входные кассы
И в Парк культуры отдыха зайти.
И как-то проходя Нескучным садом,
Деля на всех мечтания свои,
Вдруг встали все и замолчали разом,
Услышав, как запели соловьи.
Их было два – как Лемешев с Козловским,
Над речкой выдавали коленцА,
Посменно звонко по кустам московским
Они концерт давали без конца.
А в семьдесят втором, в конце июня,
Класс выпускной трамвай речной возил,
И слышались над палубой, из трюма,
Распев и смех девчонок и верзил.
Мы к речке нашей часто возвращались -
Кто с женщиной гулять, кто – в Лужники.
Бывало, как с живою, с ней общались,
Когда завыть хотелось от тоски.
Река была свидетельницей свадеб,
Рождение семьи волной хваля
И на прощанье, ветерком погладив,
Вбирала в склон осколки хрусталя.
Проходят годы – время неуклонно.
Река горда, что названа Москвой.
И, заскучав по берегам и склонам,
Мы мчимся на свидание с тобой.
Мы смотрим в даль, как будто с постамента,
Как ты Москва, красива и близка.
И город, словно орденская лента,
Обвила сверху вниз собой река.
2004
<span>Рассказ «Аристократка» написан Михаилом
Зощенко в 1923 году. Это было послереволюционное время в России. Только
кончилась гражданская война, в России царила разруха и голод. Бывшие
аристократы, интеллигенты, просто культурные и образованные люди стали
немногочисленными и незаметными на фоне всплывшей на поверхность новой
социальной прослойки – обывателей. Это люди невоспитанные, необразованные,
примитивные, с убогой моралью. Обыватель характерен тем, что живет мелкими
личными интересами, но не осознает своей пошлости, хамства и глупости, а наоборот, «как кавалер и у
власти» и «лицо официальное» выставляет их напоказ. </span>
<span>В рассказе писатель очень тонко
отмечает и обобщает признаки этого
времени. Чем же отличались люди этого времени? Что в них было характерно?</span>
Возьмем, например, речь главного героя. Никогда
раньше приличный человек не выразился бы так, как выражается Григорий Иванович:
«…не люблю
баб, которые в шляпках», «…и не баба вовсе, а гладкое место», «стоит
этакая фря», «как у вас, гражданка, в смысле порчи
водопровода и уборной», «волочусь, что щука», ну и знаменитое «Ложи,— говорю,— взад!».
Речь «аристократки» так же убога: «Аж голова закрутилась», «мы
привыкшие», «Довольно свинство с вашей стороны. Которые без
денег — не ездют с дамами».
Или еще приметы времени: золотой зуб у «дамы»,
фильдекосовые чулочки, давно умершее слово «комячейка»
(кто не знает – это коммунистическая ячейка). А чего стоит способность дамы «скушать»
за один раз четыре пирожных! Это также очень тонко выраженная автором примета
времени – скудного и голодного, когда пирожные недоступны и чрезвычайно дороги.
Еще и удивительно, что у Григория Ивановича на них хватило денег. Да и не так
уж он плох, по крайней мере, не жадный, сам предложил пирожными угоститься.
Вот такой у меня вышел портрет героев
новой социальной эпохи: всякий аристократизм им чужд и враждебен.
Робинзон Крузо — легкомысленный, сумасбродный юноша из почтенной
буржуазной семьи, который, не послушавшись советов родителей,
отговаривавших его от мысли стать мореплавателем, отправляется в
плавание. Ему много довелось испытать, но постепенно трудности
формируют его характер, учат мудрости. Робинзон после кораблекрушения
попадает на необитаемый остров и проводит там 28 лет, 2 месяца и 19
дней. Герой Дефо оказывается изолированным от прочих людей, очутившись
на необитаемом острове, он имеет при себе только нож, трубку и
жестянку с табаком. Вскоре он спасает с затонувшего корабля вещи,
которые помогают ему выжить. Таким образом Дефо изолирует героя не от
цивилизации, а от общественных отношений. Робинзон Крузо трудится,
размышляет и постепенно делает свою жизнь не только сносной, но и
прекрасной. Автор подробно останавливается на всех достижениях
Робинзона Крузо: как он поставил себе палатку из парусины и как обнес
частоколом свое жилище; как он охотился на диких коз и как впоследствии
решил их приручить, построил для них загон, научился их доить и делать
из молока масло и сыр; как он обнаружил несколько зерен ячменя и риса и
какого труда стоило вскопать поле деревянной лопатой, как ему пришлось
защищать свой урожай от коз и птиц, как погиб один посев из-за
наступления засухи и как он начал наблюдать за сменой сухих и дождливых
сезонов, чтобы сеять в нужное время; как учился делать глиняную посуду и
обжигать ее; как мастерил себе одежду из козьих шкур, как сушил и
запасал дикий виноград, как поймал попугая, приручил его и научил
говорить, как пытался строить лодку, чтобы плавать по морю, и что из
этого вышло. Труд Робинзона Крузо суров и каждодневен. Он, с детства
обладавший многими хозяйственными навыками, еще большему учится на
острове. Дефо был одним из первых из просветителей, кто стал писать о
роли труда в истории человечества. Робинзон Крузо во всем
руководствуется здравым смыслом, умеет примириться со своим положением,
не впадать в отчаяние, действовать, рассчитывая только на себя. Увидев,
что он способен выжить в одиночку на необитаемом острове, Робинзон
Крузо успокаивается, начинает размышлять о своей прежней жизни, читать
Библию, спасенную с корабля, составляет на манер бухгалтерской
приходно-расходной книги книгу добра и зла, где расписывает плюсы и
минусы своего проживания на острове.