Василия Андреевича Жуковского по праву считают «литературным Колумбом Руси» , открывшим ей «Америку романтизма в поэзии» . В начале XIX века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое - романтическое - отношение к жизни. Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.
Одним из ярких образцов романтической лирики Жуковского является стихотворение «Море» , написанное в 1822 году. Оно пронизано романтическими темами, образами, настроениями, мотивами. Это не просто морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море» , то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но для романтика мир природы - это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Есть ли такая тайна в этом стихотворении Жуковского? Чтобы ответить на этот вопрос, надо проследить, как развиваются художественные образы, созданные здесь поэтом, как переплетаются разнообразные мотивы.
Прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь» , «тревожною думой наполнено ты» , «полное прошлой тревогой своей» , «ты долго вздымаешь испуганны волны» . Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы. Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с Думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может — с каким-то таинственным незнакомцем. Потом такой прием будет использовать Пушкин в своем стихотворении «К морю» , написанном чуть позже - в 1824 году. «Ты ждал, ты звал…» - так обращается к морю Пушкин, вспоминая прошлое и теперь говоря ему «прощай» .
Особо следует сказать о композиции стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря. Но разве может быть душа у морской стихии? У романтиков это не вызывает сомнения. Ведь, по их представлениям, именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой. Вот почему в произведениях романтиков так часто возникает тот особый лирический символический пейзаж, который мы видим в стихотворении Жуковского «Море» . Его своеобразный сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Безмолвное море» - первая часть, «Буря» - вторая часть “Обманчивый покой» - третья часть.
В первом части рисуется прекрасная картина «лазурного моря» , спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю кар тину. Но эта чистота и ясность
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его.
Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ - выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь
Мишка прыгал, веселился, Всех толкал и хохотал. В яму, прыгая, свалился, Заревел, на помощь звал. Зайка мимо пробегал, Мишке помогать не стал. Он у зайчика в кладовке Раскидал ведро морковки. Белке тоже навредил, Когда мимо проходил. Никто к мишке не прийдет! <span>По делам- почет!</span>
Короткое название: "Коротко о змеях" (прости, но тему текста ты должен(-а) определить сам(-а)) План: 1) Взгляд змеи. 2) Линька змеи. 3) Что означает шипение змеи? 4) Змеи полезны. Цепенеет: застывает, замирает. Словосочетания: Осторожная змея, передвигается быстро и бесшумно, передвигается по земле.
Стихотворение "Тучи" М.Ю.Лермонтов написал в 1840 году, когда он прощался со своими друзьями перед отъездом на Кавказ во вторую ссылку. В первой строфе поэт называет тучки вечными странниками, уподобляя их со своей судьбой. Ведь они, как и поэт-изгнанник, мчатся с севера в сторону южную. Вторая строфа - это сплошные риторические вопросы, в которых поэт спрашивает о том, кто гонит тучки и поэта в дальние края: зависть людская или друзей клевета ядовитая, а может быть, злоба открытая?
И в третьей строфе поэт высказывает предположение, что тучам чужды страсти и страдания, так как у них нет родины, а следовательно, они и не подвержены изгнанию, в отличие от человека.
Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает...
Н. Бердяев
<span>Произведения Достоевского всегда ставят перед читателями ряд вечных вопросов. Это вопросы ответственности человека за свои мысли и поступки, и вопросы признания ценности жизни другого человека, вопросы стремления каждого человека к духовному совершенству. Читать произведения Достоевского непросто, ведь сам он тонкий психолог, философ, исследователь человеческой души, Фёдор Михайлович непрерывно анализирует поступки и мотивы поступков своих героев, рассказывает что же таится в потаённых уголках души человека. Каждый герой его произведения воспринимается как средоточие, загадочное сочетание хорошего и плохого, доброго и зловещего, честного и подлого. Самым важным вопросом жизни для Достоевского была борьба добра и зла в человеке. Человеческая душа у Достоевского – это поле битвы добра и зла, Бога и дьявола. Писатель раскрывает в каждом человеке бесконечный мир, заглядывая в глубины человеческой психики. Писатель рассматривал зло как порождение антигуманных идей, алчности, корыстолюбия, властолюбия. Но мне кажется, что самое главное в творчестве Достоевского – это его гуманизм, глубокая вера в добрые начала в человеке, который стремится освободиться от всех видов рабства, в том числе и рабства идейного. </span>И по-этому, когда мы берем в руки книги Достоевского мы можем задуматься о многих вещах, которые показывает нам автор.