«Сказки» — одно из самых ярких творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр сказки помогал писателю в обстановке свирепой правительственной реакции говорить о наиболее острых проблемах эпохи, показывать те стороны действительности, к которым сатирик был непримирим. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - одна из самых ярких и запоминающихся сказок Щедрина. В ее центре - два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове. Живя в Петербурге, генералы не знали никаких трудностей. Они ходили на службу в регистратуру, и служба эта сформировала у них только одно умение - поизносить-«Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Тем не менее генералы заслужили и пенсию, и личную кухарку, и все то, что позволило их старости быть сытой и безмятежной. Очнувшись однажды утром посреди острова, они испытали настоящий шок, потому что оказалось, что без посторонней помощи эти взрослые мужчины не могут ни добыть себе пищу, ни приготовить ее.
Создавая образы генералов, Салтыков-Щедрин активно использует гротеск. Огромным открытием для героев становится то, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». По их представлению, «булки в том самом виде родятся, как их по утром к кофею подают». Неумение обслужить самих себя в генералах пробуждает животные инстинкты: один откусывает у другого орден и немедленно проглатывает его. Генералы умеют только доклады писать да почитывать «Московские ведомости ». Другой пользы обществу они принести не могут. Фантастический сюжет помогает сатирику показать героев сказки в самом неприглядном виде. Герои предстают перед читателем глупыми, беспомощными, жалкими существами. Единственным спасением для них становится простой мужик. Перепуганные до смерти своим положением, генералы обрушиваются на него с гневом: «Спишь, лежебок!». По их мнению, мужик для того только и существует, чтобы обслуживать их генеральскую надобность.
Однако автор сатирически изображает не только генералов, но и самого мужика. Он осуждает его за покорность, за способность забыть самого себя ради удовлетворения прихотей господских. Нарвав генералам яблок, мужик и себе берет одно, но кислое. Он большой умелец: «Может и огонь добыть, и приготовить пищу, умеет выжить на необитаемом острове». Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчеркивая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сварить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужичиной» . Однако все старания мужика направлены на благо генералов. Он даже дно лодки устилает для них лебяжьим пухом, и с таким его поведением Салтыков — Щедрин не может согласиться. Мужик демонстрирует невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самоуважения, холопскую преданность. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнуша-лися», — пишет автор.
Генералы неблагодарны: их спаситель за все получает рюмку водки и пятак серебра. Но самое печальное, что большего он и не требует. С сарказмом говорит автор о генеральском вознаграждении: «Однако и об мужике не забыли...»
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показал не просто отношения отдельно взятых генералов и мужика — он в аллегоричной форме обрисовал отношения власти и народа в России. Сатирик противопоставил господствующую верхушку общества бесправным народным массам.
Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречиями. Восхищает мастерство сатирика, с которым он сумел подойти к самым сложным, острым проблемам своего времени и которые показал в миниатюрных картинах.
Ответ:
ну это можно и с инернета поискать значение и что это такое ,но я могу привести примеры
олицетворение:зима воюет,листья шевелятся , солнце встало. Типо из неживого делается живое
сравнение: мама заплачет , как дитя
луна, словно белое пятно
эпитеты:бескрайние степи серебристые облака
метафора : сияющая мгла
Владелец усадьбы
Помещик собаковод
<span>В моей семье совершенно неожиданно появилось домашнее животное – сиамский котенок. Это была резвая девочка, очень игривая и озорная. Мы долго думали, как назвать нашу кошку, а она смотрела на нас своими голубыми глазами цвета «анютиных глазок». Точно – будет Анюта!</span> Кошка потихоньку росла и удивляла нас своим упрямством. Она, как нельзя лучше, соответствовала определению о свободолюбивом и независимом характере кошек. Анюта бывала ласковой только тогда, когда сама этого хотела. В такие моменты она подходила и нежно терлась о мою щеку, прижмуривая хитрые глазки. Если же кошку брали на руки против воли, то она напрягалась, отталкивалась всеми лапами и ее нежно голубые глаза становились угрожающе красными. <span>Анюта очень любила играть с теннисным шариком. Она гонялась за ним по моей комнате, смешно подпрыгивала или падала на спинку и вертела его в своих цепких лапках. За фантиком от конфеты, привязанным к ниточке, Анюта не прыгала никогда.</span> <span>Моя любимая кошка была очень ранимой и обидчивой. Если ее ругали или шлепали за провинность, она забивалась в самый дальний угол комнаты, сверкала оттуда красными фонариками круглых глаз и стучала хвостом по полу. Я становилась на колени, заглядывала под кровать и ласково звала ее, предлагая вкусную колбаску. Бесполезно! Проходили часы, пока Анюта добрела и выходила из своего убежища. Она снисходительно съедала угощение, косясь на меня голубым взглядом. Заметьте, что в этой ситуации не она, а я чувствовала себя прощенной.</span> <span>Мое любимое животное – кошка – существо, не зависящее от наших желаний и капризов. Она живет сама по себе, как ей нравится и кажется правильным. Но, когда Анюта запрыгивает мне на руки и заводит свою мурлыкающую мелодию, я становлюсь самой счастливой девочкой.</span>