Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа) , а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты. Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.
Герой поэмы "Медный всадник" Евгений – порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.
…я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном) , но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей) , а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга) , а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.
На камне было написано: "налево поедешь - богатым станешь, прямо поедешь - убитому быть, направо поедешь - женатому быть". Илья Муромец был стар и одинок. Рассуждал так: раз я стар, поеду прямо. Встретились ему разбойники, он их убил. Приехав обратно он решил раскрыть путешественникам правду и написал:<span>"неправду говорит надпись:ездил по средней дорожке-убит не был".
Решил так: раз я одинокий, то поеду направо. На дороге он повстречал девушку, она была обманщицей и прятала своих "женихов" в подвале. Но Илья Муромец смог оттуда выбраться и к тому же он освободил и заточённых там путников. Вернувшись к камню он написал: </span><span>"по другой дорожке езжал-женат не бывал".
Поехал он налево, нашёл там сундук с богатствами, но они не были ему нужны и он раздал их бедным.
Илья Муромец был любопытен и решил проверить дороги. Он думал. что хоть что-то на этих дорогах он найдёт и его жизнь изменится. Ему было всё равно, что случится с ним и как обернётся его судьба. По воли случая он остался жить. Но это всего лишь былина...</span>
Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством
радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня» .
(небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое. День в июле пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. )
"Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча… "(сумерки)
«У костра: запах русской летней ночи… "
Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.
Ночная природа создает настроение грустное, таинственное.
Картина глубокой ночи перед самым рассветом.. .
«Торжественно и царственно стояла ночь… » и «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее… »
«Утро зачиналось… »
<span>В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света.. . Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун»</span>
Мурзилка, шрэк, всякие там о Винкс и тд