Два героя являются представителями "маленького человека". Оба они живут в тени от общества, избегают большого скопления людей. Каждый из них занимает небольшую должность, которая приносит скромный доход. Однако есть и отличия. Самсон, в отличие от Акакия, имеет дочь, которая является смыслом жизни для него. До её отъезда персонаж был по-настоящему счастлив. Башмачкин не имеет друзей и близких родственников, он живёт один, ни с кем не общается. Судьбы у них сложились трагически, каждый становится несчастным.
Левша - собирательный образ народа Старой Руси.
В те времена все люди были более добрыми, честными, даже наказание за "повреждение" блохи Левша выдержал, хоть и невиновен был
"... У меня и так все волосья при учебе выдраны,а не знаю теперь, за какую надобность мне это повторение?..."
Русский народ - простой, как есть, но умный и изобретательный. Левша тоже был простым, но очень искусным умельцем.
Я считаю, что в описании Левши показан собирательный образ русского народа
В изображении автора «Слова о полку Игореве» Игорь – благородный человек. Воинская честь и чувство личной привязанности не позволяет ему оставить своего брата Всеволода в беде. Выручая его, он сам попадает в плен. Привлекает читателя и отважный Всеволод. В пылу битвы брат Игоря забывает о почестях, и о богатстве, не дорожит он и своей жизнью. Но восхищение подвигами Игоря и Всеволода не мешает автору осудить их за вину перед Родиной. В «Слове о полку Игореве» слышится упрёк князьям, жаждущим славы, а не единства земли Русской. Автор считает виновником неудачного похода всех князей. Потому что их междоусобные распри были на руку лишь врагам. Спасение автор видит в объединении. Эта идея отчётливо звучит в «золотом слове» Святослава. В его уста автор вложил заветную мысль о том, что во имя Родины все распри и личные обиды должны быть забыты. Святослав вспоминает о временах Рюрика, Владимира, о доблести предков. Вмести с ним и автор гордится прошлым своей Родины, восхищается могуществом её князей. Но в то же время в словах Святослава слышится и скорбь о нынешних несчастьях, раздорах, губительных для Русской земли. Призывая князей к единению, неизвестный автор выражает мнение всего народа. Он считает, что лишь при этом условии не будет больше ненужных кровопролитий, напрасной гибели людей, скорби русских женщин. Автор уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, сможет дать отпор врагу. Поэтому в финале произведения звучит непреклонная вера в победу.
Автор «Слова о полку Игореве» рассказал нам о тревогах своего времени с огромной силой лирического чувства. Это небольшое произведение донесло до нас его горечную любовь к родной земле, восхищение мужеством и героизмом, понимание к простым людям и сочувствие женского горя. Вообще «Слово о полку Игореве» можно считать древним «уроком человечности». Его содержание несёт в себе добро, как основу всего мира. Поэтому интерес к «Слову о полку Игореве» со временем не только не уменьшается, а становится всё более широким и глубоким.
В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого — в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин, — персонажи, сразу же выделяющиеся из общей толпы жителей ночлежки своим философским подходом к жизни, умением мудро говорить и способностью влиять на людей.
Однако в начале пьесы дается еще одна, третья, «правда» — правда Бубнова. Бубнов чересчур категоричен, для него существует только черное и белое, при этом черного намного больше. Он живет и действует по принципу «вали правду, как она есть». Каждого, кто находится в ночлежке, Бубнов старается вывести на чистую воду, выдавая свою правду: «А я вот... Не умею врать! Зачем?» И Актеру, и Медведеву, и Пеплу, и Насте этот персонаж говорит горькую и больную правду, но последствия этой правды непредсказуемы! Он равнодушен к собственной судьбе, тем более к чувствам других, его взгляд на жизнь чересчур скептический, полный пессимизма, а сама жизнь ему кажется полной бессмыслицей: «Все люди, как щепки, по реке плывут. Все так! Родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть!» Правда Бубнова убивает в человеке всякое стремление быть человеком: «Все умрут все равно», так зачем же напрасно лезть из кожи вон, лучше уж сразу подумать о смерти.
А вот праведник Лука искренне желает облегчить страдания людей, помочь им, поддержать их, вселить православное смирение в их души. Лука знает, кому и что обещать, его речи благостно воздействуют на слух озлобленных жителей приюта и погружают их в приятное забытье, делая их еще более пассивными и оторванными от реальной жизни. Но Лука обходит стороной Бубнова, Сатина, Клеща, очевидно, понимая, что его жалость способна удовлетворить только слабых и усомнившихся в возможном счастье людей.
Но проповедь Луки приносит только вред. Обитатели ночлежки уже доведены до отчаяния и живут одними иллюзиями, а Лука создает их еще больше. Он не называет пути, способного поднять со дна, он не верит в возможности этих несчастных и потому прибегает к возвышенному, но бессмысленному обману. Ласковые слова Луки только убаюкивают, завораживают, но они не побуждают к борьбе, не дают сил и желания активно действовать для изменения собственного плачевного положения. Призыв Луки надеяться на лучшее толкает ночлежников на бездействие и смирение, а сам он незаметно уходит, оставив несчастных в полной растерянности, с горьким чувством безысходности.
Сатин постарался понять Луку и трезво оценил его роль: «Не шарлатан Лука», как подумали другие, «а жалостливый», «мякиш для беззубых». Он приходит к выводу, что речи Луки, пронизанные христианской моралью, не приносят никакой пользы, а только усыпляют душу, обманывают ее. И Сатин резко критикует ложь: «Ложь — религия рабов и хозяев, правда — бог свободного человека».
<span>И, если Лука утверждает, что человек должен смириться, терпеть и ждать чуда. Сатин провозглашает мысль о том, что человек должен быть прежде всего свободным и гордым, должен действовать, бороться за счастливую жизнь, не падая духом и не покладая рук. Правда Сатина наиболее близка мыслям самого автора: устами Сатина Горький выражает собственную веру в неограниченные возможности каждого отдельного человека, в его право жить счастливо и достойно.</span>