Антастика – это особая форма отображения действительности, логически не совместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных» образах выражает миросозерцание человека. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические элементы в своих произведениях. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в «Пропавшей грамоте» . В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ..На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны» . И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики» Описание черта в гоголевских повестях соответствует древним народным верованиям: «спереди совершенно немец <…> но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире» . Демонологический персонаж в данном контексте снижен и персонифицирован. Сходное описание встречается в повести « Пропавшая грамота », где «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек» . Как и в творчестве других романтиков, художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. При этом фантастика у Гоголя связаны с мифологией, и эта связь настолько тесная, что можно говорить о мифологизированном ее характере. Расколотость мира у Гоголя подчеркивается тем, что люди и мифологические существа находятся в одном пространстве и существуют одновременно. Путешествие в ад совершает герой «Пропавшей грамоты» , где подвергается «бесовскому обморачиванию» . В народных сказках и легендах встречается ведьма старая и молодая. В «Пропавшей грамоте» ведьмы «разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке» . Во всех повестях, где присутствует нечистая сила – воплощение зла, она оказывается поверженной, наказанной. В борьбе с ней подчеркивается значение христианских святынь и символов, в частности, креста, крестного знамения, молитвы, кропила и святой воды. Упоминание о них в тексте гоголевских повестей занимает на первый взгляд немного места, но они играют важную роль в авторской концепции мира, неотъемлемой частью которой является христианская культура. В «Пропавшей грамоте» - повести о том, «как ведьмы играли с покойным дедом в дурня» -герою удается выиграть и спасти пропавшую грамоту благодаря тому, что он догадался перекрестить карты. Христианское мировоззрение-неотъемлемая часть характеристики автора и его героев. Ирреальный, ночной мир, населенный чертями, ведьмами, русалками и другими персонажами древней славянской мифологии, оценивается с точки зрения христианской идеологии, а главный персонаж- черт-поверже
<span>Н. А. Некрасов в своём произведении «Кому на Руси жить хорошо» поднимает проблему, кому же на Руси жить хорошо. Всё дело в том, что данное произведение относится к временам, когда было отменено крепостное право императором Александром вторым и на Руси сложилась тяжёлая ситуация, когда "вековая цепь. соединявшая помещика и крестьянина, порвалась и больно концами своими ударила и тех, и других. " Крестьяне были освобождены от рабства, но стали ли они от этого жить лучше? Задаётся вопросом Некрасов. Помещики получили выкуп, но стала ли его жизнь лучше? В своём произведении "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов показывает все стороны жизни как простых крестьян, так и помещиков.При прочтении поэмы, мы приходим к выводу, что нет того, кому на Руси жить хорошо! Ни крестьянам, которым дали очень мало земли и у которых почти нет денег, ни помещикам, которые лишились рабочих рук и не могут ничего сделать сами. </span>
Выставка произведений на тему "Были небылицы" - это список рассказов и сказок, которые рассказывают о том, чего быть не может.
К этому перечню можно отнести такие рассказы как "Случай с Евсейкой"
Максима Горького, "Емелины небылицы" русская народная сказка и сербская
сказка "Веселая свирель", а также рассказ Михаила Зощенко.
Метель не утихала,небо не прояснялось.Зима вступила в свои владения:температура упала намного ниже нуля,словно мы очутились на северном полюсе;белые хлопья укрыли землю,как одеяло;небо нависло над головой,как саван.При такой температуре занятия в школах отменили.С друзьями не увидеться - вот что скучно.Гляжу в окно,вьюга ревет,как раненый зверь.Во дворе маленькая собачка сидит под покосившимся грибом, - такие делают в детских лагерях над песочницами.С жалостью смотрю на животное и вижу: собачка пождала лапки,свернулась клубочком.И так тоскливо стало на душе,так завьюжено. Это была не просто жалость к бедной собачке - это было сострадание,толкнувшее меня забрать животное из холодной,неприветливой зимы домой.Теперь мы вместе с собачкой сидим возле окна,в тепле и смотрим на хрустящие хлопья снега.Ветер бушует и бьется в окно,птицы зябко ежатся,сидя на ветках,солнце все никак не появиться из-за тяжелых чернильных туч.