Эта повесть — настоящий
шедевр — история двух маленьких мальчиков, путешествующих со своей
мамой через огромные заснеженные просторы великой страны в поисках
увлечённого важным государственным делом отца, находившегося в
экспедиции за далёкими «Синими горами».
«Чук и Гек» — это ещё и новогодняя история, она пахнет ёлкой.
История в общем простая, но одновременно в ней есть секрет, который
проявляет себя только в том случае, если «Чука и Гека» будешь
перечитывать, когда станешь взрослым. Потому что в этой книге А. Гайдар
сформулировал концепцию мужского счастья: интересное нужное дело,
захватывающее тебя целиком, и при этом наличие надёжного семейного тыла.
А ещё — спокойствие и мир на заснеженных просторах великой огромной
страны. Поколение прошедшее через войну и революцию, поколение, которое
уже чувствовало приближение новой войны, очень остро отзывалось на этот
посыл А. Гайдара. Но, в общем, данный идеал мужского счастья понятен и
близок и в начале ХХІ века.
<em /> Как не далече‑далече во чистом во поли,Тута куревка да поднималася,А там пыль столбом да поднималася, ‑Оказался во поли добрый молодец,Русский могучий Святогор‑богатырь.У Святогора конь да будто лютый зверь,А богатырь сидел да во косу сажень,Он едет в поле, спотешается,Он бросает палицу булатнуюВыше лесушку стоячего,Ниже облаку да ходячего,Улетает эта палицаВысоко да по поднебесью;Когда палица да вниз спускается,Он подхватывает да одной рукой.Наезжает Святогор‑богатырьВо чистом поли он на сумочку да скоморошную.Он с добра коня да не спускается,Хотел поднять погонялкой эту сумочку, ‑Эта сумочка да не ворохнется;Опустился Святогор да со добра коня,Он берет сумочку да одной рукой, ‑Эта сумочка да не сшевелится;Как берет он обема рукам,Принатужился он силой богатырской,По колен ушел да в мать сыру землю, ‑Эта сумочка да не сшевелится,Не сшевелится да не поднимется.Говорит Святогор да он про себя:«А много я по свету езживал,А такого чуда я не видывал,Что маленькая сумочка да не сшевелится,Не сшевелится да не сдымается,Богатырской силы не сдавается».Говорит Святогор да таковы слова:«Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла».И взмолился он да своему коню:«Уж ты, верный богатырский конь,Выручай теперь хозяина».Как схватился он да за уздечику серебряну,Он за ту подпругу золоченую,За то стремечко да за серебряно,Богатырский конь да принатужился,А повыдернул он Святогора из сырой земли.Тут садился Святогор да на добра коня,И поехал по чисту полюОн ко тем горам да Араратскиим.Утомился Святогор, да он умаялсяС этой сумочкой да скоморошноей,И уснул он на добром коне,Заснул он крепким богатырским сном.Из‑под далеча‑далеча из чиста поляВыезжал старой казак да Илья Муромец,Илья Муромец да сын Иванович,Увидал Святогора он богатыря:«Что за чудо вижу во чистом поли,Что богатырь едет на добром кони,Под богатырем‑то конь да будто лютый зверь,А богатырь спит крепко‑накрепко».Как скричал Илья да зычным голосом:«Ох ты гой еси, удалой добрый молодец!Ты что, молодец, да издеваешься,А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься,Не ко мне ли, старому, да подбираешься?А на это я могу ответ держать».От богатыря да тут ответу нет.А вскричал Илья да пуще прежнего,Пуще прежнего да зычным голосом,От богатыря да тут ответа нет.Разгорелось сердце богатырскоеА у старого казака Ильи Муромца,Как берет он палицу булатную,Ударяет он богатыря да по белым грудям,А богатырь спит, не просыпается.Рассердился тут да Илья Муромец,Разъезжается он во чисто поле,А с разъезду ударяет он богатыряПуще прежнего он палицей булатною,Богатырь спит, не просыпается.Рассердился тут старый казак да Илья Муромец,А берет он шалапугу подорожную,А не малу шалапугу – да во сорок пуд,Разъезжается он со чиста поля,И ударил он богатыря по белым грудям,И отшиб он себе да руку правую.Тут богатырь на кони да просыпается,Говорит богатырь таково слово:«Ох, как больно русски мухи кусаются!»Поглядел богатырь в руку правую,Увидал тут Илью Муромца,Он берет Илью да за желты кудри,Положил Илью да он к себе в карман,Илью с лошадью да богатырскоей,И поехал он да по святым горам,По святым горам да Араратскиим.Как день он едет до вечера,Темну ноченьку да он до утра,И второй он день едет до вечера,Темну ноченьку он до утра,Как на третий‑то да на денечекБогатырский конь стал спотыкатися.Говорит Святогор да коню доброму:«Ах ты, волчья сыть да травяной мешок,Уж ты что, собака, спотыкаешься?Ты идти не мошь аль везти не хошь?»Говорит тут верный богатырский коньЧеловеческим да он голосом:«Как прости‑тко ты меня, хозяйнушко,А позволь‑ка мне да слово вымолвить.Третьи суточки да ног не складучиЯ вожу двух русскиих могучиих богатырей,скую,Как увидели они да чудо чудное,Чудо чудное да диво дивное:На горы на ЕлеонскияКак стоит тута да дубовый гроб.Как богатыри с коней спустилися,Они ко гробу к этому да наклонилися,Говорит Святогор да таковы слова«А кому в этом гробе лежать сужено?Ты послушай‑ка, мой меньший брат,Ты ложись‑ка во гроб да померяйся,Тебе ладен ли да тот дубовый гроб».Илья Муромец да тут послушалсяСвоего ли братца большего,Он ложился, Илья, да в тот дубовый гроб.Этот гроб Ильи да не поладился,Он в длину длинен и в ширину широк.И ставал Илья да с того гроба,А ложился в гроб да Свягогор‑богатырь.Святогору гроб да поладился,В длину по меры и в ширину как раз.Говорит Святогор да Ильи Муромцу:«Ай же ты, Илья да мой меньший брат,Ты покрой‑ка крышечку дубовую,Полежу в гробу я, полюбуюся».Как закрыл Илья крышечку дубовую,Говорит Святогор таковы слова:«Ай же ты, Илюшенька да Муромец!Мне в гробу лежать да тяжелешенько,Мне дышать‑то нечем, да тошнешенько,Ты открой‑ка крышечку дубовуА ко ласковому князю ко Владимиру.Рассказал он чудо чудное,Как схоронил он Святогора да богатыряНа той горы на Елеонскии.Да тут Святогору и славу поют,А Ильи Муромцу да хвалу дают.А на том былинка и закончилась.
Есть в нашей военной традиции одна особенность - не выставляться и не кичиться боевыми заслугами. Корни этой традиции уходят в древние времена, к былинным богатырям. Исконный Герой наш не похож на западного рыцаря. И те только внешнее несходство рознит двух воителей. Рыцарь тщеславен, любит почет и уважение. Все его боевые заслуги строго ранжированы и тарифицированы - любое его военное деяние имеет цену и требует безусловного вознаграждения. Наш Герой скромен, и даже совершивши великий подвиг, не требует от властей даров и наград. Он не тщеславен и не выставляет напоказ свою доблесть. Ему, Герою нашему, неуютно вблизи сановных и влиятельных лиц, но комфортно среди простых людей. А рыцарь, наоборот, любит красоваться в блистательной свите повелителя-правителя. Свершивши благое и трудное дело, Герой наш удаляется с поля битвы и не рыщет по полям в поисках нежданной жертвы. Он вполне может обходиться без войн и военных приключений, но если зазвучит вечевой колокол и позовет боевая труба, он без излишнего промедления идет на войну и бьется с врагом, не щадя себя во имя победы. В бою Герой наш преображается, стряхивает с себя все обременительное, облачается в военные доспехи и начинает жить совершенно иной жизнью. Благородные устремления вытесняют все прочие, а общественный и гражданский долг становится главным и ведущим мотивом его действий. Он превращается в исполина, готового ради родной Отчизны сокрушить любого врага. Его не пугает ни численность противника, ни его прежняя слава, ни превосходство в оружии. * Этот благородный воинский тип, который рождает лишь земля Русская. И если все прочие народы уповают на религиозный фанатизм, мощь оружия и боевой техники, надеются на талантливых военачальников, то русские люди, не отрицая значения оружия, техники, стратегии, тактики и талантливых военачальников, всегда делали ставку на массу войскового офицерства, которое, не гоняясь за громкими победами, чинно и по-деловому день за днем делами свое военное дело и тем самым создавали основу для громких побед. Без этой повседневной боевой работы, в которой ковались и закалялись характеры, оттачивалось мастерство, завоевывались высотки местного значения, не могло быть прорывов и наступлений, которые вели в последующем к решительным победам над врагом. *<span> В романе "Война и мир" Л.Н. Толстого много персонажей, но, на мой взгляд, там есть единственный настоящий Герой - это артиллерийский капитан Тушин. Князь Андрей Болконский - это, по понятиям писателя, тоже герой. По моим же понятиям, он не идет ни в какое сравнение с названным капитаном.</span> Однако, развитие данной темы не входить в канву моего предисловия, а представляет собой предмет особого разговора. *<span> <span>Обратимся теперь к фрагменту "Войны и мира", чтобы понять и осмыслить тот тип армейского офицера, на котором держится вся система войны.
</span></span>