Безусловно актуален. Этот роман на все времена, так как рассказывает о том ,что будет волновать всегда - о любви,о доме, о семье ,о доме как основе всего человеческого))
На мой взгляд, Евгений Базаров - один из самых противоречивых героев в русской литературе. Но и один из самых интересных. Базарова нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем, его натура гораздо многограннее этих узких черно-белых понятий. При первом появлении в романе Базаров у меня вызывал скорее антипатию. Действительно, он груб, бесцеремонен, не считается с мнением хозяев, которые встретили и приняли его весьма радушно. Нигилистские взгляды Базарова также не являются мне близкими. Мне казалось, что это полностью черствый, бездушный человек. Но по мере дальнейшего развития сюжета в Базарове стали раскрываться иные стороны. Я не мог не отметить, что это человек очень умный, образованный, волевой. Кроме того, это человек труда. Уже за одно это он заслуживает уважения. По мере того как Аркадий сибаритствовал в доме отца, Базаров продолжал работать. И работал добросовестно, с большой самоотдачей. Также я отметил, что Базаров - человек тактичный, как бы странно это ни звучало. Да-да, он гораздо тактичнее Павла Петровича с его безукоризненными манерами, от которого так и веет холодом. Достаточно сравнить его манеру общения с Фенечкой и манеру Павла Петровича. Очень показательным выглядит отношение к Базарову слуг: они явно не чувствуют к нему неприязни, наоборот, считают "своим". Что же касается нигилизма, присущего базарову, то я считаю, что этот человек просто запутался в собственных сетях. Отрицая принципы, относясь к ним с насмешкой, он сам становится рабом принципов - тех, что сам себе выдумал. А еще я думаю, что Базаров просто был слишком молод. Узнав жизнь лучше, он, человек далеко неглупый, должен был бы признать, что столь категоричное отрицание всего и вся не является истиной. Ведь он сам, презрительно относясь к любви, оказался ее пленником! Его чувство к Одинцовой также доказывает, что этот человек совсем не так бездушен, как хочет показать. Да, Базаров человек жесткий и даже где-то жестокий. Например, по отношению к своим родителям. Но в то же время, по признанию его отца, он никогда не брал у них с матерью ни копейки, не сидел на их шее, а всего добивался сам. Эта черта тоже заслуживает уважения. Я думаю, что Базарова ждало большое, даже великое будущее, если бы он так нелепо не погиб в расцвете лет. И смерть его была во имя науки, то есть ради других людей, которых он якобы ненавидел. Тургенев, я думаю, намеренно "убил" своего героя, потому что все его планы и проекты так или иначе были обречены на провал. Общая обстановка в России не дала бы ему выйти из его борьбы победителем. Мне кажется, базаров несколько опередил свое время. Если бы он родился позже, возможно, ему удалось бы сделать гораздо больше. Но так или иначе, взвесив все его качества. я прихожу к выводу, что Базаров все же достоин уважения и симпатии. Сам Тургенев писал о том, что не знает, любит ли Базарова. Но он также говорил, что если читатель не полюбит Базарова, то это его вина, автора. И внимательно читая роман, приходишь к выводу, что Тургенев его жалеет. Ведь Базаров, в сущности, очень одинок и несчастен. Он не любит никого, но и его никто не любит! За исключением, может быть, стариков-родителей. А человек, даже если отрицает любовь, не может без нее жить.
Анвер Гадеевич Бикчентаев родился 4 октября 1913 года в городе Уфе. С 1941 по 1945 годы был на фронтах Великой Отечественной войны. За боевые заслуги А. Бикчентаев награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями. Первая книга его рассказов «Красные маки» вышла в 1944 году. В новеллах и рассказах, написанных на фронтовых дорогах, показана суровая правда солдатской жизни и твердая вера в победу. Реальные факты, события и фронтовые впечатления легли и в основу второй книги «Новеллы о русском солдате» (1946).
В послевоенные годы А. Бикчентаев работает над крупными эпическими произведениями. За романы «Лебеди остаются на Урале», «Я не сулю тебе рая» и повесть «Прощайте, серебристые дожди» А. Г. Бикчентаеву присуждены премия имени Салавата Юлаева (1974), звание Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Характерные черты его творчества — романтическая возвышенность и ярчайший героизм советских людей. Особенно это характерно для повести «Орел умирает на лету», где, опираясь на документальные материалы и события из жизни славного героя Великой Отечественной войны Александра Матросова, автор создает запоминающийся образ нашего прославленного земляка.
<span>Повесть «Сколько лет тебе, комиссар?» рассказывает о судьбе простого уфимского мальчика Азата Байгужина и других подростков, проявивших смелость и отвагу во время Великой Отечественной войны. На обсуждение были вынесены вопросы: «Почему первая глава книги называется «Беглец»? и другие. Ребята активно отвечали на вопросы, особенно отличились Дарья Шамарзанова, Динар Бариев, Костя Саптияров, Света Баязова, Максим Яндимиров, Артур Мухаматдинов.
</span>