Горе побежденным. Лучше поздно, чем никогда. Богатство порождает скупость. Продажный город, обреченный на скорую гибель, если только найдет себе покупателя! (О Риме).
Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше. (Римские консулы, передавая свои полномочия преемнику.)Каждый кузнец своего счастья.
После Юстиниана
Суров закон, но [это] закон.
Над поэмой "Реквием" А.А.Ахматова работала в 1934-1940 годах и в начале 60-х годов, но опубликована она была уже после её смерти. Это неудивительно. Ведь в этом произведении отразилась не только судьба поэтессы, но и всего народа. Вот почему она в самиздатовских списках была очень популярна. Всю тяжесть трагических событий 30-х годов Ахматова разделила со своим народом. Ей второй муж Н.Н.Пунин и сын Л.Н.Гумелев (неоднократно) были арестованы. Но поэма не сводилась к семейной трагедии.Об этом прямо скажет Ахматова в следующих строчках:"Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был". Её лирическая героиня, в которой так четко прослеживается образ самой Ахматовой, 17 лет проведет в тюремных очередях в Ленинграде, там, где
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь...
И тюрьма в поэме напоминает героине пушкинские "каторжные норы", у которых очень крепкий засов. А "чёрные маруси" по ночам пугают спящих ленинградцев, многим из которых не доведется выспаться в своих постелях. И невольно героиня уподобляет себя тем стрелецким жёнкам, которые в старину оплакивали своих отправленных на казнь мужей. Да, страдает не только она, с ней вместе страдает и народ, ведь людей, несправедливо осужденных и отправленных или в тюрьмы, или расстрелянных, было немало. Ведь
под Крестами ..."сколько там неповинных жизней кончается..."
А пока надо вытерпеть все, что послано судьбой, собраться с силами и ждать, надеяться на лучший исход.
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Что остается бедной женщине и многим другим, когда теряется надежда на спасение близких? Молиться! Ведь и Магдалине было не легче, когда "ученик любимый каменел"
И хочется Ахматовой вспомнить не только своих близких, но и всех, кто погиб в страшных застенках Гулагов:
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать...
И "стомильонный народ" эту трагедию поэтессы разделил сполна.
<span>В рассказе "С.И." Горький ставит очень важный для любого человека вопрос :В чём смысл жизни ?И очень своеобразно предлагает читателю самому сделать вывод .Перед нами - 3 героя .Старуха Изергиль ,Ларра и Данко .Чей путь для жизни выбрать ?Ларра ? Сын женщины и Орла .Он красив ,горд ,самолюбив и жесток .Придя к людям ,он захотел красивую девушку .Она оттолкнула его .Ларра убил её ("Потому что ,мне показалось ,что меня оттолкнула она").Люди племени наказали его одиночеством .Не убили ,а прогнали .Сначала он смеялся ,потом искал смерти ,а теперь превратился в Тень И Изергиль говорит :"Вот как был наказан человек за гордость ". А мы скажем по - другому? Зачем он жил ? Этот сильный ,смелый ,красивый юноша? Кого он обогрел? Кому помог ? Кто о нём заплакал? Никто .Жизнь прошла впустую Тень - это нынешний образ Ларры .Царство теней - это символ смерти.Он мёртв ,и уже много - много веков .Жизнь эгоиста,нарцисса ,никому не принесшего счастья ? Это идеал ? Нет .Я бы не хотела такого бессмертия.
А сама Изергиль? Она цементирует собой все три части рассказа .Что она ? Как прошла её жизнь? По мнению автора ,тоже бессмысленно.Но она любила героев ,подарив нам всем афоризм "В жизни ,...всегда есть место подвигу " .Она тоже вроде как совершила подвиги : отомстила за пана ,казнённого врагами ,освободила своего возлюбленного ,убежала из гарема .Но ради кого всё это было? Только ради себя любимой .Опять эгоизм .
Горький продолжает повествование Он говорит о Данко и его горячем сердце .Именно Данко ,который вывел людей к свету ,который даровал своему народу счастье и свободу- только он прожил свою жизнь не впустую .Так считает Горький .<span>Более того ,Данко пожертвовал своей жизнью ради людей
" Что я сделаю для людей!?» – сильнее грома крикнул Данко".</span>И,освещая ,как факелом ,дорогу ,он увлёк людей за собой ,чем спас их . Они и не оценили его подвига .Даже на горящее сердце кто - то осторожно наступил.( как бы чего не вышло) Зато потомки помнят Данко .Его имя стало нарицательным .Каждый хочет стать Данко .Но не каждому такое даётся .
Таким образом ,по мнению Горького ,настоящий смысл жизни не в заботе о себе ,не в гордости и одиночестве ,а в служении людям- в этом главная мысль рассказа .</span><span> </span>
Совет муравью -терпение отзывчивость храбрость жизнерадосность возмущение ; совет стрекозе -счастье жизнерадосность доверие терпение
Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835г. ) — эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его борьбе против зарвавшейся польской шляхты. Это грустная история о Тарасе Бульбе, его сыновьях Остапе и Андрие, и многих других казаках, покинувших свои родные дома и создавших Запорожскую Сечь — мощный военный лагерь.
У Тараса Бульбы было два сына. Главное для отца — чтобы сыновья храбро воевали, всегда защищали свою честь, стояли за веру Христову, а если иначе — то пусть хоть пропадут! Старший сын воплощает продолжение героических традиций, народный, национальный путь непримиримой борьбы за свободу и независимость Украины, а младший выражает антинациональную тенденцию к сближению с феодальной Польшей. Ситуация, изображенная Гоголем, соответствовала исторической истине. Судьба Остапа отражала тот факт, что феодально-королевская Речь Посполитая несла порабощение украинскому народу, подавляя его борьбу превосходящей воинской силой. Остап, как и отец, прямодушно и беззаветно любит свою родину, свято хранит верность казацкому братству, общественному долгу. Выглядит Остап грозно и мужественно, в нем чувствуется внутренняя сила. Ему — суровому, мужественному и несгибаемому воину, «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела» .
Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. В свои двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. В Остапе заметны черты будущего вожака. Автор сравнивает Остапа с великаном, потому что великаны, богатыри всегда были защитниками родной земли. Величие души Остапа — в верности запорожским идеалам: погибнуть за родную отчизну. Андрий по своему душевному складу индивидуалист и эгоист. Он отличался изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.
Черты лица Андрия — юношески нежные, мягкие. «Андрий… не знал, что значит обдумывать… или измерять свои или чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве… » Это был вспыльчивый юноша, он делал то, чего никогда бы не сделал хладнокровный и разумный Остап, и творил в битве чудеса. Увлечение красотой, изяществом речи, образованностью воеводской дочери, мишурным блеском польской аристократической культуры ведет его к разрыву с традициями своего народа, к измене отечеству. Писатель не скрыл искренности и глубины любви Андрия к польской панне, но не оправдал, а обвинил его и показал, что, отдав предпочтение чувству любви перед гражданскими обязанностями, он не сумел подняться выше уровня обыкновенного человека. Ради личных чувств он способен отказаться от отца, товарищей и родины. Гоголь сопоставляет братьев, показывая их четко, подчеркивая героическое служение общему благу в одном брате и индивидуализм в другом.
<span>В образе Остапа Гоголь воплотил отвагу, силу и мужество, любовь к родине и свободе, ненависть к врагу — лучшие качества, присущие самоотверженному защитнику родной земли. Образ же Андрия резко обособлен в повести. Он противопоставлен народному характеру, и его позорная смерть является необходимым нравственным возмездием за предательство, измену общенародному делу. </span>