Скачать сочинение
Тема “народного заступника” проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос “Что делать?”. Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? — спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других. Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям.
Ермила Гирин — мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что
... он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту.
“Седенький попик” так характеризует Ермилу:
Имел он все, что надобно
Для счастья и спокойствия,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою.
Умом и добротой.
Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета “правдой строгой”, “умом и добротой”. Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.
Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. “Клейменый, да не раб” — говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко — “наддай” — помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за “вотчину стояли хорошо”. Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений.
М.ю. лермонтов в детстве бабушка его отправляла на кавказ
Борьба с могучим барсом - кульминационный момент исповеди Мцыри . Он сражается с барсом, как с равным себе. Это была схватка не на жизнь, а на смерть. Мцыри одерживает победу, но ценой своих собственных сил. Осуществилась его мечта-он обрел свободу, но за такую свободу надо бороться, не щадя жизни. Схватка с барсом отняла у Мцыри все - у него не осталось сил, чтобы наслаждаться своей свободой. Как и всякое романтическое произведение, поэма заканчивается смертью героя. Не найдя дороги домой, он, по роковому предназначению в своей судьбе, снова возвращается в монастырь, но уже смертельно больной, и на пороге смерти исповедуется старику- монаху. М. Ю. Лермонтов поэтизирует жизнь людей Кавказа, оно и понятно, ведь она - мечта, а мечта всегда прекрасна. Но трудно устоять перед гармоничным, прекрасным стихом поэмы, как будто сама природа ожила и беседует с нами. Природа в поэме не всегда благосклонна, но даже в этой неблагосклонности, порой враждебности Мцыри становится ее частью, ему тоже свойственны чувства дикого зверя. Встреча с барсом тому подтверждение.
<span>Бой закипел, смертельный бой! </span>