1.Тема и идея стиха В стихотворении «Дума» , где поэт критически оценивает, судит свое поколение, живущее в «бездействии» , в безыдейности. Композиционно мы имеем здесь развитие одной темы — темы поколения 30 х годов. Начиная с конкретной характеристики поколения, Лермонтов в финале выходит на более широкий тематический уровень — след, оставленный этими людьми, в мире, в жизни, роль поколения в истории. если тема "Думы" - характеристика поколения 30-х годов 19 века, то идея - призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности.
2.Основной конфликт Поэт предъявляет требования не только бездействующему, пассивному поколению, но и самой эпохе, которая не дает людям раскрыть свои таланты, способности, устремления. Возникает конфликт не только между «я» и «поколением» , но и внутри самого «я» .
3.Стихотворный размер С точки зрения жанра стихотворение сочетает в себе черты сатиры и элегии. Стихи здесь становятся декламационными, приобретают ораторский пафос.
5.Художественные средства и приемы
В «Думе» мы находим оценочные эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: «презренные рабы» , «пришлец осиротелый» , «наукою бесплодной» , «надежды лучшие» , «голос благородный» , «холод тайный» , «толпой угрюмою и скоро позабытой» , «насмешкой горькою» . Этой же цели способствует и двойное сравнение: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом» . Образность стихотворения усилена метафорами («В начале поприща мы вянем без борьбы» , «Мы иссушили ум наукою бесплодной») , гиперболой («Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов») . <span>Обличительные интонации, ораторский пафос стихотворения, публицистичность — все это требовало «высокой» лексики. Лермонтов использует слова «высокого» стиля: «грядущее» , «под бременем» , «презренные» , «поприща» , «прах» , «гражданина»</span>
Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».<span>
«Сколько стоит мальчик?» — «Какой нелепый вопрос! — скажете вы. — Разве мальчики продаются?! Разве можно торговать людьми!» А ведь это было. Было это во времена крепостного права, когда помещики могли продавать и покупать людей, как вещи. В этой повести рассказывается о том, как жили в России сто пятьдесят лет назад. Это произведение мысленно переносит нас с вами в те времена.
"История крепостного мальчика" - одна из повестей, рассказывающая о тяжелом периоде крепостничества в российской истории, о нелегкой судьбе Мити Мышкина, разлученного с родителями и проданного своенравной помещице, но не смирившегося с такой жизнью.
Митя Мышкин — главный герой повести — мальчик, которого продали. Судьба его удивительна и необычайна. Вместе с ним вы побываете у барыни Мавры Ермолаевны, попадете к графу Гущину, познакомитесь с девочкой Дашей, поедете на войну…
Эпитеты: Мертва была; вечно юный, вечно радостный веселый Яр; неизмеримые слои мрака; солнце красное; лучезарного Ярилиного света; палящая жизнь и томящая нега; речь отца громовую; речью крылатою.
Метафоры: пламень взора светлого Яра; золотой вожжей - яркой молнией.
Олицетворения: над спавшею Землею; Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света; Земля породила человека; Мать-Сыра-Земля стала тосковать.