Гетман Мазепа является одним из главных героев знаменитой поэмы А. С. Пушкина "Полтава". В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме "Полтава": описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.
Историческая справка: Иван Степанович Мазепа (20 марта 1639 — 22 сентября 1709) — гетман Войска Запорожского, военный и политический деятель, один из сподвижников русского царя Петра I. В 1708 году Мазепа перешел на сторону шведского короля Карла XII, против которого тогда воевала Россия (в долгой "Северной войне"). После поражения Карла XII в Полтавской битве в 1709 г. Мазепа бежал в Османскую империю, где умер в городе Бендеры. Поэма "Полтава" основана на реальных событиях, однако некоторые детали являются авторским вымыслом. В частности, Мария (чье настоящее имя Матрена) действительно сбегает с Мазепой из дома, но вскоре ее возвращают домой. Остаток жизни Матрена проводит в монастыре, где и умирает.
О внешности Мазепы автор сообщает следующее: "Его кудрявые седины, Его глубокие морщины, Его блестящий, впалый взор, Его лукавый разговор..." (автор о внешности Мазепы) "Своими чудными очами Тебя старик заворожил..." (автор о глазах Мазепы) "И за усы мои седые Меня с угрозой ухватил." (Мазепа о себе) "Твой взор насмешлив и ужасен. Ты безобразен." (Мария о Мазепе) "...Его усы белее снега..." (Мария о Мазепе) Мазепа - гордый, надменный, злой человек: "...Когда склоняется в колени К ней старца гордая глава..." "...Постигнуть гордого злодея..." "...Взлелеял тайно злой старик..." "...Что далеко преступны виды Старик надменный простирал..." "И где ж Мазепа? где злодей?
Мазепа - хитрый, лицемерный человек. Он умеет привлекать и разгадывать сердца людей, но едва раскрывает свои собственные мысли .
По словам Пушкина, у Мазепы нет ничего святого и он не любит ничего. Для Мазепы нет отчизны, он презирает свободу:
МАЗЕПА — герой поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (1828). Иван Степанович Мазепа (1644-1709) — реальное историческое лицо, гетман Украины с 1687 по 1708 год. Стремившийся к отделению Украины от России, он во время Северной войны изменил Петру, перешел на сторону шведов, а после Полтавской битвы (1709) бежал вместе со шведским королем Карлом XII. В поэме Пушкина гетману дана беспощадно-резкая, уничтожающая характеристика, поразительная по своей одноплановости (что сам поэт объяснял верностью историческим фактам) . М. предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни» , «не помнит благостыни») , человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели. Преступный соблазнитель своей юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и — уже приговоренного к смерти — подвергает жестокой пытке, дабы выведать, где спрятал тот свои клады. Столь же беспощадно изображена и политическая деятельность М. Его слова о свободе Отчизны — откровенная политическая демагогия и прямая ложь: отпадение Украины от России означало бы ее зависимость от Швеции и Польши, на помощь которых М. так рассчитывал. Практическая подготовка заговора М. представлена в поэме как польская интрига, как отвратительный политический торг («Торгуют царской головой, // Торгуют клятвами вассалов») . Истинные мотивы деятельности М. — месть оскорбившему его Петру, а главное — безудержное, ненасытное властолюбие («И скоро в смутах, в бранных спорах, // Быть может, трон воздвигну я») . Весь этот нравственно-психологический комплекс (жажда власти, возвышения, личного самоутверждения при полнейшей неразборчивости в средствах) Пушкин полагал типичным для новой знати вообще, украинским вариантом которой считал он М. Ведь еще недавно — в отличие от богатого и знатного Кочубея — М. был беден, безвестен, социально ничтожен («беден был и мал») . Но дело не только в личных качествах М. Само его выступление изображено в поэме как враждебное преобразованиям Петра, всецело обращенное в прошлое, сродное бунту московских стрельцов. И точно так же, как в «Стансах» (1826) «буйному стрельцу» противопоставлен преданный Петру, но независимый и честный аристократ Долгорукий, так и в «Полтаве» «друзьям кровавой старины» противостоит родовитый и знатный Кочубей, тоже не побоявшийся сказать правду о заговоре М. Казнь Кочубея представлена в «Полтаве» как трагическая ошибка Петра, но ошибка не случайная. Петр поверил М. и не поверил Кочубею, ибо в большей мере опирался на новую знать, а не на древнюю аристократию. И эта проблема переориентации верховной власти на союз со старинным русским дворянством, к которому поэт причислял и себя, была одной из важнейших для Пушкина начиная со второй половины 1820-х гг. «Полтава» была политическим уроком и укором новому царю, также совершившему трагическую ошибку, какой казалась Пушкину расправа над декабристами. Герой и сюжет поэмы «Полтава» были воплощены в опере П. И. Чайковского «Мазепа» (1883), в которой на первый план выдвинулась история любви М. и Марии, образ гетмана был явно облагорожен и наделен лирическими интонациями.
1.Цитаты о жизни <span>«Убивай или будешь убит, ешь или тебя съедят - таков первобытный закон жизни.» </span>И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни: больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, - оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга 2.О смерти <span>«Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?» </span>То было явное безумие: находясь в самых когтях смерти, он бросал ей вызов и вступал с нею в решительную схватку! <span>Он шел следом другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути: обглоданные кости на мокром мху, сохранившем следы волчьих лап.</span>
События романа разворачиваются на далекой планете, где космический корабль "Полюс" был вынужден совершить экстренную посадку в горах. Взрослые и дети, присутствовавшие на корабле, спрятались от радиационного облучения в долине, где они стали жить небольшим поселением.
Изначально экипаж насчитывал сорок человек, но после семнадцати лет существования в постоянной борьбе за выживание значительная часть их погибла. За это время в колонии родились 13 детей. Если уцелевшие не предпримут попытки установить связь с цивилизацией, то они скоро погибнут. Постаревшие члены экипажа начинают забывать Землю, а подрастающее поколение не верит в то, что она вообще существует.
Две предыдущие экспедиции к кораблю потерпели неудачу. Третью попытку решают совершить дети во главе с взрослым. Томас надеется, что они смогут забрать запасы с корабля, чтобы колония еще какое-то время смогла продержаться. Однако он погибает во время экспедиции. Дети же успешно возвращаются в поселение с добытыми припасами.
Один из участников похода предлагает соорудить воздушный шар и на нем добраться до корабля. Пока идет подготовка к полету появляется странный летающий объект. Это не что иное, как экспедиция с корабля "Магеллан".
В ходе разведывательной операции люди, прибывшие на планету, находят "Полюс" без каких-либо признаков экипажа. Они считают, что все погибли. В таких случаях обнаруженный корабль должен быть уничтоженным, что командование экспедиции "Магеллана" и собирается сделать. Доктор Павлыш, возглавляющий экспедицию, по счастливой случайности не торопиться выполнять пункты инструкции. Как раз в это время часть жителей колонии, которые отправились на воздушном шаре, терпят крушение. Поселенцам все же удается встретиться с землянами, которые помогают оставшимся уцелевшим с "Полюса" и спасают их.
Произведение учит тому, что ни при каких обстоятельствах нельзя терять надежду и опускать руки.
1) Метонимия - на самом деле не «улица скользила», а поскальзывались прохожие. 2) По<span>дчёркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, грабежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков. (ЭТО ИЗ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ) </span> В ДРУГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ: ЗВУКОПИСЬ: Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».
Ассонанс: Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.