У Ф. И. Тютчева («Осенний вечер») осеннее увядание сравнивается с
божественным страданием, тихим и кротким. Он поэтизирует изнеможение
осени и находит ей такое возвышающее сравнение.
Ущерб — имеется в виду ущерб не как невосполнимая потеря, какое-то
искажение желаемого, а ущерб как постепенное уменьшение естественным
образом (например, луна на ущербе, то есть луна на пути превращения из
диска в серп).
Изнеможенье — постепенное оставление жизненных сил, философская усталость от буйного кипения жизненных сил.
Божественная стыдливость страданья — та божественная печаль, что
возникает при виде людского несовершенства. Оно причиняет боль, но
божественное страданье молчаливо и не стремится заявить о себе, лишь
чуткий человек может ощутить его.
План.
1.Беспокойство служанки Лизы.
2."Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь".
3.Фамусов и Молчалин у дверей спальни Софьи.
4."Друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? "
5.Беседа Фамусова с дочерью.
6."И будь не я, коптел бы ты в Твери".
7."Подписано, так с плеч долой".
8."Кого люблю я, не таков... "
9.Чацкий Софье: "...я у ваших ног".
10.Воспоминания о детстве, разговор о Москве, о Молчалине.
11.Чацкий о красоте Софьи.
12."Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом! "
В "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкин использует не только фольклорные эпитеты,такие как хмельной,могучий,<span>но и придумывает новые,выражающие отношение автора к герою:"Князь ты мой прекрасный,Гости-господа"</span>
Образ поэта у Кипренского наполнен внутренней динамикой,которая выражена энергичной "Наполеоновской" позой со скрещенными руками. Через плечо перекинут шотландский плащ,эта деталь вызывает ассоциацию с поэзией Байрона.
Сходство портрета Тропинина с подленником поразительна.Фигура поэта развернута на зрителя. Спокойное и сосредоточенное лицо. Рука украшена мистическим перстнем.Домашняя одежда в данном случае не "Товарищ неги праздной",а свободная одежда свободного человека.Художник подчеркивает значимость частной жизни,возросшую в эпоху романтизма. Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского-знаменательная противоположность. Интимный,"расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского.Образ поэта созданный Кипренским более торжественный,отличается приподнятостью,большей силой обобщения,а Пушкин Тропинина более прост и понятен.