ЧТО НАД ЧЕМ?
Автор - Юнна Мориц
Вон-труба, над нею-дым,
Интересно, что над ним?
А над ним-дома повыше,
Ни одной трубы на крыше,
Никакого дыма нет!
Из чердачного окошка
Вышел кот и вышла кошка,
Жмурятся на яркий свет,
Жадно лижут свежий снег!
Но подумаем о том,
Что над кошкой и котом?
А над кошкой и котом -
Галка с чёрным животом!
На ветру охрипла галка,
Добрым детям галку жалко.. .
Вот над галкой два пилота
Смотрят вниз из вертолёта,
И сачками ловят галку,
И берут к себе в кабину,
И дают большую булку,
Чай горячий и малину.
Эта галка спасена!
Что над галкой?
Вышина!
Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!
Замечательно
В мороз погремучий
Вдруг задать себе
Вопрос почемучий:
Вон-труба, над нею-дым,
<span>Интересно, что над ним? </span>
1)
М.Ю. Лермонтов.Как многое меня связывает с этим
чудесным поэтом.Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный
мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В
такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней
обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь
можно найти что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого
необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что
они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому
существуют вечно.
2)
В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю,
что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с
детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это
энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены
самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев,
и скорбь, и грусть. М.Ю. Лермонтов. Именно он умеет найти слова, помогающие
лучше понять, что же творится у меня в душе, что происходит вокруг и как мне
поступить в ситуациях, кажущихся безвыходными.Как часто бывает грустно и
тоскливо от мысли, что нет рядом ни одного человека, который мог и хотел бы
понять тебя, принять таким, какой ты есть. Но читая стихи М.Ю. Лермонтова — и
вас становится уже двое, а значит, есть еще люди, умеющие понять и разделить
твое состояние, просто ты их не замечаешь. Значит, все дело не в окружающих, а
в тебе самом.
3)
Когда я беру в руки книгу стихотворений поэта, я
погружаюсь в совершенно особый мир, волнующий и зовущий. Это происходит потому,
что произведения поэта не поучают, не успокаивают, а пробуждают все чувства.
А.А.Фет заслуженно был признан мастером пейзажной лирики. Прибегая к многочисленным способам олицетворения, поэт не просто воспевал природу, он её одушевлял, наделяя, незабываемыми по своей силе, яркими и глубокими, образами. Таким является стихотворение "Учись у них - у дуба, у берёзы", написанное А.А.Фетом 31 декабря 1883 года. В самой дате написания можно заметить некую символичность. На рубеже старого и нового года подводятся итоги, как некая незримая черта, с неизбежным осмыслением пройденного жизненного пути. Жизнь быстротечна и возврата в прошлое нет. Какие бы впереди не закрутились жизненные метели, какие бы не выпали тяготы и лишения, чтобы их перенести, нужна вера, вера в чудо и в добро, дающая силы стойко пережить все невзгоды. Человеку, чтобы быть сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам обязательно придёт счастье и радость. И этому можно и надо учиться у природы.
Основной темой лирических произведений художника слова было единение природы и человека. Стихотворение "Учись у них - у дуба, у берёзы" как раз и явилось плодом глубоких раздумий поэта над смыслом человеческого бытия.
Два персонажа, дуб и берёза, как символы мужественности и нежности. Они стоически переносят лютую стужу, чтобы встретить весну, с её пробуждением и обновлением. По мнению поэта, человек также стойко должен переносить жизненные страдания и невзгоды, и этому он обязан учиться у дуба и берёзы.
Параллели человека и этих деревьев повторяются на протяжении всего стихотворения. Используя олицетворения для описания зимы ("всё злей", "сердито рвёт", "за сердце хватает", "холод лютый", "жестокая пора"), автор подчёркивает её силу, которой вынуждены противостоять природа и человек.
В первых двух четверостишиях автор как бы умышленно сгущает краски, чтоб через метамарфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями, свойственны и людям, что в жизни бывают не только счастье и радость, но и горе, но только стойким духом, не потерявшим веру в себя и в то лучшее, что есть и обязательно будет, под силу преодолеть испытыния, уготовленные высшим промыслом.
Именно это и "обещает" поэт в последнем четверостишии. Как и в природе зиму сменит весна ("но верь весне"), так и для человеческой души наступят "ясные дни", "новые откровения", когда "гений весны" принесёт тепло и жизнь. Весна в понимании Фета - это возможность совершенствования и укрепления веры.
Таким образом, поэт в своём произведении вскрывает природу человеческих переживаний, философски ставя вопрос: "Умеешь ли ты с достоинством преодолевать страдания, чтобы постигнуть блаженство восприятия мира?"