Осип, его слуга.
Маленькая комната в гостинице. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка,
сапоги, платяная щетка и прочее.
Явление I
Осип лежит на барской постели.
Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы
целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! Что ты
прикажешь делать? Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой
денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. А стало
бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе
показать себя! (Дразнит его.) "Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да
обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший
обед". Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка
простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и
доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет
публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век
на полатях да ешь пироги. Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду,
так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и
политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь.
Алексей Швабрин и Маша Миронова не самые главные герои повести Пушкина "Капитанская дочка" ,но они играют важную роль в развитии сюжета произведения.Тем более название повести говорит о том ,что Маша - важный герой повествования .Да и если бы Маша ответила взаимностью на ухаживания Швабрина ,то и всё повествование пошло бы другим путём .Но этого быть не могло ,потому что Швабрин - законченный подлец .Удивительно другое : как Маша сразу его раскусила и поняла? Ведь не было ещё дуэли,предательства ,пленения девушки злым и безжалостным негодяем?
Вот тут - то мы и начинаем понимать всю прелесть и цельность натуры "капитанской дочки" .Выросшая в глуши ,но умная от природы и начитанная девушка ,обладала замечательными чертами характера ,такими ,как скромность ,почтение к старшим ,упорство и твёрдость .
Это почувствовал Гринёв ,полюбив всем сердцем свою избранницу .
Вспомним ответ Маши на предложение Гринёва обвенчаться,несмотря на запрет его родителей.
"...она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: «Видно, мне не
судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше
нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы…» –
Этому не бывать! – вскричал я, схватив ее за руку; – ты меня любишь; я готов на все. Пойдем,
кинемся в ноги к твоим родителям; они люди простые, не жестокосердые гордецы… Они нас
благословят; мы обвенчаемся… а там со временем, я уверен, мы умолим отца моего; матушка
будет за нас; он меня простит… «Нет, Петр Андреич», – отвечала Маша – «я не выйду за тебя
без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся
воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр
Андреич; а я за вас обоих молиться стану …»
Здесь ,я думаю .не покорность судьбе ,а нежелание обидеть родителей Петра и нарушить их волю.
Маша ведь сумела проявить твёрдость характера ,отказавшись пойти за Швабрина ,когда находилась полностью в его руках.
А он особо не церемонился.Вот что мы узнаем о судьбе Маши :
" А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится
со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь
к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой. Я просила Алексея Ивановича
дать мне подумать. Он согласился ждать еще три дня; а коли через три дня за него не выду, так
уж никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! вы один у меня покровитель;
заступитесь за меня бедную"
Это так поступает негодяй с девушкой ,которую любит!
Да ,Швабрин совсем не герой .Во время дуэли с Гринёвым поступил бесчестно ,ранив повернувшегося на крик противника ,перешёл на сторону врага ,нарушив присягу ,издевался над девушкой ,которую ,казалось бы ,любил,и закончил свою жизнь бесславно ,оболгав на допросе Гринёва:
"Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и
вошел – Швабрин. Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно
черные как смоль, совершенно поседели длинная борода была всклокочена. Он повторил
обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам, я отряжен был от Пугачева в
Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия
о всем, что делалось в городе; что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из
крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей-изменников, дабы занимать их
места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца. "
А Маша сыграла важную роль в судьбе Гринёва .Её настойчивость и вера в честность возлюбленного помогли достучаться до императрицы и освободить Петра Андреевича .
Таком образом , герои ,о которых мы говорили ,по - разному вели себя в трудных обстоятельствах .Одни ( Швабрин) берегли свою жизнь ,другие - (Маша,Гринёв) "сберегли честь смолоду" .Судьба их и наградила .
Ахматова стала писать "реквием" после ареста сына в 1938 г. , но его содержание нельзя сводить только к семейной трагедии. ЭТА ПОЭМА - ВОПЛОЩЕНИЕ НАРОДНОГО ГОРЯ, КРИК "СТОМИЛЛИОННОГО НАРОДА"
Ах. -ва чувствовала себя в неоплатном долгу перед теми. с кем стояла в тюремных очередях и "вместе бедовала".В прологе "Вместо предисловия" Ах. говорит о жизненной основе "реквиема", о том, что она, стоя в тюремной очереди, пишет не только о себе, но и о "свойственном всем оцепенении". В поэме отражена великая трагедия народа, вся глубина и боль его страдающей души.
В 1-ом стих-ии нач. звучать плач по сыну. Героиня поэмы испытывает горе всех матерей и скорбит об их погибших сыновьях.
2-ое стих-ие - как колыбельная сыну - ласковая, добрая по звучанию. но с трагической развязкой:
тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.. .
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьмье,
Помолитесь обо мне.
МАТЬ МОЛИТ О ТОМ, ЧТОБЫ В ЕЕ ДУШЕ СОХРАНИЛИСЬ ДАЖЕ САМЫЕ ГОРЬКИЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ, Т. К. СТРАДАТЬ - ЗНАЧИТ ЧУВСТВОВАТЬ. Тем не менее наступает "СМЕРТЬ ДУШИ". Об этом в стих-ии "Распятие" свидетельствует то, что МАТЬ УЖЕ НЕ ГОВОРИТ, А "МОЛЧА" СТОИТ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИСТОРИЯ ГЕРОИНИ - ЭТО ДВИЖЕНИЕ ОТ ЖИЗНИ К ДУХОВНОЙ СМЕРТИ, ОТ СТРАДАНИЯ К БЕСЧУВСТВИЮ, К ОКАМЕНЕНИЮ.
Поэма посвящена не только погибшим влагерях и тюрьмах, но и оставшимся жить ПО ТУ СТОРОНУ "СТЕНЫ", у кот. умерло нечто большее, более важное, чем тело - ДУША.