Краткого содержания нет Его только полностью можно читать Вот пример
Там, за далью непогоды. Есть блаженная страна Не темнеют неба своды, Не проходит тишина Но туда выносят волны Только сильного душой
Н. Языков
1 - Этот старинный поморский рассказ В детстве слыхал я не раз. В море затерян скалистый Удрест. Волны бушуют окрест. А на Удресте всегда тишина. Там и зимою весна. Вольным ветрам на Удресте приют. Недруги в дружбе живут. В гости к Норд-Осту приходит Зюйд-Вест, Пьет у соседа и ест. В гости к Зюйд-Весту приходит Норд-Ост, Время проводит до звезд. Только во мраке погаснет заря, Оба летят на моря. Мачты ломают, свистят в парусах, Рвут облака в небесах И, погуляв на просторе зимой, Мчатся на остров - домой. Буйный Норд-Ост и веселый Зюйд-Вест Мчатся домой, на Удрест... Много измеривших свет моряков Бросили жен и невест. Чтобы найти за грядой облаков Солнечный остров Удрест. Чайки кружились у них за кормой. Чайки вернулись домой. Но не вернулись домой корабли - Те, что на Север ушли. Только один мореход уцелел. Был он вынослив и смел. Шхуну доверив движению льдин, Цели достиг он один. Он и донес до родных своих мест - Этот счастливый пловец - Вести про северный остров Удрест, Пристань отважных сердец. В книгах старинных встречал я не раз Сказочный этот рассказ. Книги покрыла столетняя пыль. Червь переплеты их ест. Лучше послушайте новую быль - Сказку про новый Удрест... - 2 - На севере северной нашей земли, За мшистою тундрой Сибири, От самых далеких селений вдали Есть остров, неведомый в мире. Тяжелые льдины грохочут кругом, И слышится рокот прибоя. Затерян на острове маленький дом. Живут в этом домике двое. В полярную стужу и в бурю они Ведут, чередуясь, работу Да книжки читают. А в ясные дни Выходят с ружьем на охоту. Добыча их - птица, тюлень иногда, Порою медведь-северянин. Но вот на зимовке случилась беда: Один из полярников ранен. Ружье ль сплоховало, патрон ли подсел - Кто знает? В глубоком сугробе Его полумертвым товарищ нашел В тяжелом бреду и в ознобе. Над ним просидел он всю ночь напролет, Гоня неотвязную дрему, Повязки менял да прикладывал лед. Но легче не стало больному. Всю ночь на подушках метался больной, А взломанный лед скрежетал за стеной, И слышался грохот прибоя. И снилось больному: он едет в Москву, И где-то в дороге ложится в траву, И слышит листву над собою... Но чаще и громче удары колес, Пронзительный скрежет железный, И поезд несется с горы под откос. Ломая деревья, летит паровоз Со всеми вагонами в бездну... Очнувшись, услышал больной наяву: Ключом телеграфным стуча, Товарищ его вызывает Москву И требует срочно врача. "Та-та! Та-та-та! Та-та-та! Та-та-та" - Радист отбивает тревожно: - Раненье серьезно. Грозит слепота. Посадка на лед невозможна... - 3 - В любую погоду с утра до утра По городу ходят к больным доктора. Иль с красным крестом на стекле и борту, Пугая прохожих гудком за версту, Машина закрытая мчится К бессонным воротам больницы. А в дальнем краю, среди горных стремнин, Куда не проникнут колеса машин, Оседланный конь быстроногий Бежит по отвесной дороге. Песчаною степью кибитка ползет, В полярных просторах летит самолет, Да мчатся в упряжке собаки По снежному насту во мраке. Но может ли путник пробраться туда, Где рушатся горы плавучего льда, Куда не пройти пешеходу, Куда не доплыть пароходу, Где лодки своей не причалит рыбак, Не ждет самолетов посадочный знак, Где даже упряжке полярных собак В иную погоду нет ходу! - 4- - Серьезное дело я вам поручу! - Начальник сказал молодому врачу. - Взгляните на карту с маршрутом. Сюда предстоит совершить вам полет В летающей лодке, откуда на лед Вы прыгнуть должны с парашютом. - К полету готов! - отвечал капитан, Потом оглядел деловито Синевший на карте пред ним океан, Где надпись была: "Ледовитый". Мы знали, что лечат больных доктора, - Так было по при. Равнина мертва, нелюдима. И вдруг померещилось где-то вдали Ползущее облачко дыма. На льду
Но все же он встал и с трудом отстегнул Застывшими пальцами пряжки. Он вышел на лед, - утомленный борьбой, Воды наглотавшись студеной, И свой парашют потащил за собой... Нельзя же оставить - казенный! - 7 - Возник ушке на льду Среди необъятного моря... - 9 - А утром, когда за вспотевшим окном На солнце капель зазвенела, Приехавший гость, освежившийся сном, Оделся и взялся за дело. Не зря он вчера парашют приволок: Теперь - после стирки и сушки - Он шелком блестящим покрыл потолок И голые стены избушки. Блестят серебром инструменты и таз. Больному хирург оперирует глаз. Бежит за мгновеньем мгновенье... И в эти мгновенья бегущие спас Товарищ товарищу зренье. Придет катерок через восемь недель, Доставит врача к самолету. А раненый раньше покинет постель И выйдет опять на . На я этого стоило в бурю лететь На край отдаленный Сибири. Для этого стоило прыгать с высот В седой океан, на изрезанный лед, Куда не пройти пешеходу, Куда не доплыть пароходу, Где лодки своей не причалит рыбак, Не ждет самолетов посадочный знак, Где даже упряжке полярных собак В такую погоду Нет ходу!
Произведения о весне настроением и отличаются. Весна это время пробуждения природы, время любви, радости, счастья. Поэтому перечитывая стихотворения поэтов о весне, не возможно не проникнуться этим настроение, этим задором журчащих ручьёв, весенней капели, тёплого солнца. Всё кругом расцветает, так и человек, начинает строить новые планы мечтать. А что может прекраснее новой мечты.
Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений. Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.
Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.
Каков он чеховский маленький человек?
В первую очередь, маленький человек у Чехова очень разный. Он может быть смешным и ничтожным (как в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Червяков умирает от переживаний, нечаянно чихнув в театре на генерала); может быть добрым и честным неудачником (как Петя Трофимов – «вечный студент» из «Вишневого сада»); может быть внешне вполне благополучным человеком, но мучающийся каким-нибудь сильным переживанием (как герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров, влюбившейся в провинциальную даму и не могущий погасить в себе страсть к ней); может быть мальчиком на побегушках Ванькой, сочиняющим письмо своему дедушке, которое никогда не дойдет до адресата.
Во многих и многих рассказах Чехова мы встречаем образы «маленьких людей». Но каждый «маленький человек» имеет свою душу, имеет свои желания и даже способности, которые он так и не смог реализовать.
«Футлярный человек» в творчестве Чехова
Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».
Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле?
Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.
Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником. Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком. Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь. В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.
Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.