Возвышение османов. Современная Турецкая Республика ведет свое начало от одного из бейликов гази. Создатель будущей могучей державы, Осман (1259–1324/1326), унаследовал от своего отца Эртогрула небольшой пограничный удел (удж) Сельджукского государства на юго-восточной границе Византии, недалеко от Эскишехира. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя. В последние годы османского могущества появилась легенда, гласившая, что Эртогрул и его племя подоспели из Центральной Азии как раз вовремя, чтобы успеть спасти сельджуков в их битве с монголами, и в награду получили их западные земли. Однако современные исследования не подтверждают эту легенду. Эртогрулу его удел был подарен сельджуками, которым он присягал и платил дань, как и монгольским ханам. Так продолжалось и при Османе и его сыне вплоть до 1335. Вполне вероятно, что ни Осман, ни его отец не были гази до тех пор, пока Осман не попал под влияние одного из дервишских орденов. В 1280-х годах Осману удалось захватить Биледжик, Иненю и Эскишехир. В самом начале 14 в. Осман вместе со своими гази присоединил к своему государству земли, простиравшиеся вплоть до побережий Черного и Мраморного морей, а также большую часть территории к западу от р.Сакарья, вплоть до Кютахьи на юге. После смерти Османа его сын Орхан занял укрепленный византийский город Бруса. Бурса, как назвали его османы, стала столицей османского государства и оставалась ею в течение более 100 лет до тех пор, пока не был взят Константинополь. Практически в течение одного десятилетия Византия потеряла почти всю Малую Азию, и такие исторические города, как Никея и Никомедия, получили названия Изник и Измит. Османы подчинили себе бейлик Кареси в Бергаме (бывший Пергам), и гази Орхан стал правителем всей северо-западной части Анатолии: от Эгейского моря и пролива Дарданеллы до Черного моря и пролива Босфор.
Осман (годы правления 1288—1326), сын и наследник Эртогрула, в борьбе с бессильной Византией присоединял к своим владениям область за областью, но, несмотря на растущее могущество, признавал свою зависимость от Ликаонии. В 1299 году, после смерти Алаэддина, он принял титул «султан» и отказался от признания власти его наследников. По его имени турки стали называться османскими турками или османами. Власть их над Малой Азией распространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому. С этого времени у них возникает и быстро увеличивается, по крайней мере количественно, собственная литература, хотя и весьма мало самостоятельная. Они заботятся о поддержании торговли, земледелия и промышленности в завоёванных областях, создают хорошо организованную армию. Развивается могущественное государство, военное, но не враждебное культуре; в теории оно является абсолютистским, но в действительности полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Нередко греческие города Малой Азии добровольно отдавали себя под покровительство могущественного Османа. Сын и наследник Османа Орхан I (1326—59) продолжал политику отца. Он считал своим призванием объединить под своей властью всех правоверных, хотя в действительности завоевания его направлялись более на запад — в страны, населённые греками, чем на восток, в страны, населённые мусульманами. Он очень искусно пользовался внутренними раздорами в Византии. Не раз спорящие стороны обращались к нему как к третейскому судье. В 1330 г. он завоевал Никею, важнейшую из византийских крепостей на азиатской почве. Вслед за тем во власть турок попала Никомедия и вся северо-западная часть Малой Азии до Чёрного, Мраморного и Эгейского морей. Наконец в 1356 году турецкое войско под начальством Сулеймана, сына Орхана, высадилось на европейском берегу Дарданелл и овладело Галлиполи и его окрестностями.
Концепция ноля существовала с давних времен. Упоминания о ней появляются время от времени в вавилонских трактатах и надписях майя, где ноль использовали для расчетов календаря.
Древние ученые использовали ноль для обозначения отсутствия числа, как мы это делаем в числах 101 или 102, чтобы показать, что в средней позиции сейчас нет величины, кратной 10. Вавилоняне обозначали это понятие двумя маленькими дротиками.
Вавилонский математический символ.
Таким символом вавилоняне обозначали отсутствие числа
Однако прошло почти два тысячелетия, прежде чем ноль во всем его математическом блеске признали полноценными числом. И произошло это в Индии.
По словам математика Алекса Беллоса, Индия была идеальным местом для этого события. "Идея, что ничто не может быть чем-то, глубоко укоренилась в индийскую культуру. Если существует понятие "нирваны"- состояния небытия, в котором все ваши заботы и желания исчезли, почему бы не создать специальный символ для обозначения отсутствия всего?"
Этот символ назвали словом "шунья", которое используют до сих пор для обозначения как понятия отсутствия, так и самого числа ноль.
Хотя все остальные цифры, которыми мы пользуемся сегодня, на протяжении истории кардинально изменили свою форму, ноль изначально обозначался кругом. Перед тем, как я принялась изучать историю ноля я была уверена, что понятие пустоты символизирует дыра в середине круга.
Тем не менее, в соответствии с индийским мистицизмом, круглая форма ноля означает круг жизни, или, как называли его индусы, "змею вечности" (свернутая в кольцо змея символизировала бесконечность. - Ред.).
Восхождение числа ноль на вершину славы в VII веке произошло в первую очередь благодаря индийскому астроному Брахмагупте. В математике число шунья начали использовать не только для обозначения отсутствия другого числа, но и в вычислениях, как и любое другое число.
Отныне ноль можно было складывать, вычитать и умножать на него. С делением все было немного сложнее, но эта проблема способствовала возникновению отдельного замечательного раздела математики, о чем мы узнаем чуть позже.
Если подумать, как число ноль повлияло на наш мир, оно оказывается очень величественным.
После того, как ноль завоевал позиции в Южной Азии, он отправился на Ближний Восток, где его горячо поддержали исламские ученые и внесли в арабскую систему исчисления, которую мы используем сегодня.
Некоторые историки утверждают, что происхождение ноля в Индии совершенно несправедливо стерли из истории, и что на самом деле наша система исчисления должна называться "индийско-арабской".
Несмотря на глубоко духовное и интеллектуальное начало, дальнейшая история числа ноль полна отчаянной борьбы. Ноль пришел в Европу во времена христианских крестовых походов против ислама, когда любые идеи арабов, даже в математике, встречали со скепсисом и большим недоверием.
В 1299 году ноль запретили во Флоренции вместе со всеми арабскими цифрами, поскольку считалось, что они поощряют мошенничество. Ноль можно легко подделать, превратив его в девять, или почему бы не добавить несколько нолей в конце счета, чтобы раздуть цену?
К тому же ноль мог создать опасный прецедент, поскольку он был границей между положительными и отрицательными числами. А отрицательные числа узаконивали понятие долгов и денежного кредитования.
Cравнить Египет и Междуречье по особенностям: состав народов и государств, традиции культуры(религии, искусства, науки), особенности государственной власти, правила отношений между слоями общества, основы хозяйства.Урок: Цивилизация в Междуречье.Цели урока по линиям развития личности.1-2 Линии: Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя факты истории жителей Междуречья, уметь делать выводы об особенностях развития данной цивилизации.Выявляя
отличия Древнего Междуречья от Древнего Египта, уметь формулировать
понятие цивилизации как общности людей, отличающихся от других рядом
особенностей.3 Линия: Историческое мышление.Характеризуя
отрасли хозяйства жителей Междуречья, уметь объяснять, почему именно
орошаемое земледелие и ремесло хорошо было развито на данной территории.Обязательный минимум содержания: Переход
на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое
земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская
власть, клинопись). Второе значение понятия цивилизация (культурная
общность).План урока.I. Проблема урока: Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?II. Поиск решения проблемы.1) Особенности цивилизации Междуречье как общности людей:а) состав народов и государств
Примерный вывод по проблеме: На территории Междуречья в отличии от
Египта где проживал один народ существовало несколько народностей
(шумеры и семитские племена) и много городов-государств. б) традиции культуры
Примерный вывод по проблеме: У шумеров и египтян разная
письменность и иное представление о загробном мире, особые достижения в
области науки и искусства. Это указывает на то, что цивилизация
Междуречья отличается от цивилизации Древнего Египта.в) особенности государственной власти
Примерный вывод по проблеме: В отличие от Египта, где фараон
считался царь и бог, в Междуречье царь был правитель и жрец, наместник
богов. Это позволяет сделать вывод о том, что Египет и Междуречье,
разные цивилизации.г) правила отношений между слоями общества и основы хозяйства
Примерный вывод по проблеме: В Междуречье, как и в Египте, общество
делилось на простых земледельцев и знатных. Хорошо было развито
орошаемое земледелие, ремесло и торговля, которая в отличие от Египта
была более активной и связана с обменом товаров на строительный лес и
медь.