Гениальный драматург, талантливый
поэт и выдающийся дипломат, один из
образованнейших людей своего времени,
Александр Сергеевич Грибоедов своей
комедией "Горе от ума" положил начало
расцвету русской реалистической
драматургии. В 1824 г. он закончил
работу над произведением. "Горе от ума"
дает общую картину русской жизни эпохи
после Отечественной войны 1812 года. В
столкновении двух взглядов на мир –
«века нынешнего» и «века минувшего»,
старого и нового – главная социальная
интрига пьесы.
И.А. Гончаров писал, что в комедии
"главная роль, конечно, - роль Чацкого,
без которой не было бы комедии, а была
бы, пожалуй, картина нравов". Образ
Чацкого – это образ "нового" человека,
смелого и непримиримого борца за дело,
за идеи, за правду, это что-то свежее,
врывающееся в жизнь, несущее
перемены. Александр Андреевич –
человек с волевым характером,
выражающий передовые идеи своего
времени. Он дает беспощадную
характеристику фамусовскому обществу,
твердо хранившему традиции "века
минувшего". Незаурядный, остроумный,
он, бесспорно, возвышается над этим
обществом. Столкновение Чацкого с
Фамусовым обществом было неизбежно.
Оно принимает постепенно все более
ожесточенный характер, осложняется
личной драмой Чацкого. Его взгляды
против существующих устоев общества
становятся все более резкими.
Вот держи анализ , выбири что надо тебе
Сегодня мы проведем анализ произведения И. С.
Тургенева "Бирюк", и выясним, как проявляется
характер человека через его портретное описание,
интерьер его жилища, через отношение героя к
природе и людям, также отметим его социальную
направленность.
Начнем с истории создания рассказа"Бирюк".
Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая
это произведение, как и весь цикл"Записки
охотника", Тургенев опирался на собственные
впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии.
Многие герои, упоминаемые в рассказах, были
знакомы автору. В имении матери Тургенева был
лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же
крестьяне.
В рассказе "Бирюк" композиция не отличается от
других рассказов "Записок". Петр Петрович
встречается с бирюком во время охоты) . Выделим
элементы композиции:
1) Завязка появляется, в то время как начинает
портиться погода, как бы предзнаменуя автору о
лесничем, с его незавидным жизненным
положением.
2) Кульминация наступает внезапно, после
окончания ливня (что вводит в заблуждение,
поскольку после дождя наоборот обычно всё
налаживается) - бирюк слышит глухой стук топора.
3) И, наконец, развязка происходит, когда Фома
кричит мужику: «Убирайся к черту с своею
лошадью!» . Весьма неожиданный поворот, ведь
атмосфера накалилась до предела, и чувствовалось,
что без хорошей драки не обойдётся. Ан, нет. Вот он
простой крепостной крестьянин – добрый малый
Бирюк - главный герой этого рассказа. Обратимся к
его портрету и попробуем разобраться, для чего
автор дает нам портрет героя.
По В. И. Далю: Бирюк:
1) зверь, волк.
2) нелюдимый, угрюмый человек.
Давайте попробуем найти связь между внешним
видом и внутренней сущностью Бирюка.
По тексту: Бирюк -
высокого роста,
плечист,
черная, курчавая борода,
мужественное лицо,
сросшиеся брови,
небольшие карие глаза:
Герой рассказа действительно нелюдимый и
замкнутый . Его сделала таким жизнь: положение
лесника, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев
считает, что человек, близкий к природе, любящий и
понимающий ее не может озлобиться. Именно
близость к природе, слитность с ней, природную
красоту героя и подчеркивает автор.
Портрет героя помогает понять авторский замысел,
идею произведения
Для того чтобы понять Бирюка, давайте
познакомимся с его жилищем, ведь в литературном
произведении описание жилища героя может многое
добавить к его портрету.
Познакомившись с описанием жилища Бирюка, мы
можем сказать о нем, что его жизнь трагична и
безотрадна.
Обратим внимание на пейзаж, т. к. он является
элементом композиции, и определим его роль в
произведении. Описание природы подготавливает
читателя к появлению главного героя. Гроза - образ,
символ. Бирюк - гроза воров. Гроза -
психологическое состояние мужика, его страх,
отчаяние, гнев.
Тургенев постоянно использует средства
выразительности, чтобы оживить природу,
подчеркнуть ее красоту, своеобразие.
Олицетворения: гроза надвигалась, ракиты тревожно
лепетали, деревья забушевали, капли дождя
зашептали и т. д.
Неотъемлемой частью рассказа является конфликт.
В чем же заключается внешний и внутренний
конфликт рассказа "Бирюк", и каково его значение?
Конфликт внешний - это столкновение мужика вора
и Бирюка. Конфликт внутренний - внутри самого
главного героя - его чувство долга вступает в
противоречие с чувством сострадания к положению
вора. Побеждает чувство жалости и сострадания.
Без конфликта не было бы развития сюжета.
Оба основных персонажа, лесник - Фома Кузьмич и
пойманный им мужик, находятся в равных
социальных и житейских условиях. Однако у двух
людей разные жизненные позиции. Но как бы ни
поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон
либо в отношении неприкосновенности частной
собственности, либо в отношении человечности. Это
социальный тупик, в котором любая правда
оборачивается неправдой. Поэтому, нужна не
жалостливость доброго барина, а нужно уничтожить
правовое беззаконие, имя которому - крепостное
право. Вот проблема этого рассказа.
Ну, в общем, как-то так.
Одним из челяди старой барыни был дворник Герасим.
Герасим с детства жил в деревне. Он был крепостным крестьянином. Это был мужчина двенадцати вершков роста, сложен богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых. Любое дело спорилось в его руках. Но Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан и тулуп, дали в руки метлу и определили дворником.
Переселённый в город, он не понимал, что с ним происходит и скучал, потому что с детства привык к полевым работам и деревенскому быту. Но и в городе он усердно и исправно выполнял свои обязанности. Никогда у него ни щепок не валялось, ни сору. А после того, как он однажды ночью поймал двух воров, его все стали очень уважать.
Со всей остальной челядью он был в коротких отношениях: считал их за своих. Вообще Герасим был нрава строгого и серьёзного, знал свои права и любил во всём порядок; даже петухи при нём не смели драться. Ходил за гусями, кормил их и сам смахивал на степенного гусака. Жил Герасим в коморке над кухней. Он устроил её по своему вкусу и не любил, чтобы к нему ходили.
Однажды, когда Герасим шёл вдоль реки, он вдруг заметил, что что-то барахтается в тине у самого берега, нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами. Щенок дрожал всем своим телом. Герасим забрал несчастную собачку к себе в каморку. Он уложил её на кровати, напоил, накормил и оставил жить у себя. Назвал он собачку Муму. Герасим её любил без памяти. Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за Муму. Она выросла в очень ладную собачку испанской породы. Муму страстно привязалась к Герасиму, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Она была чрезвычайно умна, со всеми ласкова, но любила одного Герасима.
Прошёл год, Герасим был очень счастлив.
Но однажды барыня увидела Муму, велела принести её к себе в комнату. Муму испугалась барыню и её приживалок и зарычала. Барыне это не понравилось и она приказала убрать её со двора. Сначала собаку втайне от Герасима продали, а когда она вернулась к своему хозяину, барыня приказала Гавриле убить её.
Как человек крепостной и подневольный, Герасим выполнил это приказание. Но после того, как он утопил бедную Муму, он прибежал в свою каморку, уложил пожитки в старую попону и вернулся в деревню в свою избёнку. Жить в городе и служить барыне он больше не смог.
<span>вот
</span>
В рассказе эти сравнения выступают в образах - символах.
Бабочки, которых собирал сын Слепцова.
Красота, стремительный полёт, краткость жизни - как похожи они на самого мальчика.
Вторым образом-символом является Рождество, вынесенное в заглавие.
Этот главный христианский праздник одновременно радостен и в то же время напоминает человеку о предстоящих родившемуся Христу страданиях.
<span>Ель (символ Рождества) , принесённая Иваном, означает вечную молодость ("Зелёная. Пусть постоит").</span>