Темы, на которые откликается Блок в своих
стихотворениях, известны, по-моему, каждому, кто знаком с его творчеством, это:
<span>1)
</span>Тема «Грандиозного преображения земли»,
соприкосновение двух миров – идеального и реального в образах-символах
(символизм);
<span>2)
</span>Тема «Земного воплощения Вечной Женственности»;
<span>3)
</span>Тема «Весны», как пробуждение к чему-то новому,
свежему;
<span>4)
</span>Тема «Даров, посылаемой судьбой» (реализм). Этой
теме посвящено 11 стихотворений, последовательность, которых строго определена:
-жизнь во всем ее объеме;
-огонь;
-мрак;
-любовь-страсть;
-снег;
-зимний вихорь танцев, который уносит любовь, остается ревность и
страдание;
-ограничение воли, жизненного простора несчастной, потерянной любовью;
-безумие;
-стихийный разгул;
-покорность судьбе;
-любовь ушла, смирение, опустошение души.
В стихотворении «Ветер принес издалека…» первые и последние строки
перекликаются неслучайно. Это основная составляющая простого, казалось бы, на
вид, стихотворения. Природа в предчувствии близкой весны просыпается от зимней
спячки и нам кажется, что она «поет», потому что все наполнено звуками.
Первые строчки: «Ветер принес издалека песни весенней намек». Здесь
только-только запахло весной.
В конце стихотворения: «Ветер принес издалека звучные песни твои». Здесь весна
уже наступила, полностью вошла в свои права.
Это стихотворение проникнуто настроением светлого и радостного ожидания
весны, первой капели, журчанья ручья, первого теплого солнышка, крика птиц и
т.д.
Мысль, которую сообщает автор читателю заключается в том, что в образе
сравнения весны с зимой, нечто подобное происходит и в душе человека. С
наступлением весны, когда происходит обновление природы, она просыпается,
расцветает, пахнет… Внутри человека тоже наступает гармония и покой. Иными
словами, все проходит и наступает лучшее.
<span> </span>
Слово о полку Игореве» – выдающаяся достопримечательность древнерусской литературы. Из «Слова…» мы узнаем о жизни нашего народа в древности, о его героической борьбе с врагами. В поэме неизвестный нам автор с большим мастерством нарисовал мужественных защитников Русской земли от половцев в XII веке. Когда читаем поэму, в нашем воображении отчетливо встают мужественные предки – защитники Русской земли. С какой любовью автор рисует их образы! По всему видно, что он глубоко любит родную землю. Среди всех персонажей поэмы на первом плане мы видим храброго князя Игоря и отважную дружину, с которой он выступил в поход против врагов.
Повествование в «Слове…» начинается в мрачных, тревожных тонах, в предчувствии неминуемой беды и ведется дальше скорбно и взволнованно. Но заканчивается рассказом о побеге Игоря из плена, возвращении на русскую землю, где его радостно встречают соотечественники.
С первых строк поэмы он выступает перед нами как патриот: мужественно защищает родную землю от злейшего врага Киевской Руси – половцев. Святейшей обязанностью для него – служить верно своей Родине, даже отдать за нее свою жизнь. Поэтому он и говорит такие глубоко патриотические слова: «Братья и дружина! Лучше же бы Потятым быть, чем пленным быть». Игорь – верен Русской земле. Такими же патриотами и верными защитниками родной земли были и его воины. Им дорога Мать Родина, они, как и их князь, также готовы отдать за нее свою жизнь. Поэтому смело и отважно сражаются они с врагами. Игорь – бесстрашный и решительный. Силы природы предвещали ему неудачу, приметы были плохие, но Игорь не вернул своих полков, еще с большей решимостью бесстрашно пошел на половцев. В бою Игорь ведет себя как мужественный и храбрый воин. Мужеством князей Игоря и Всеволода восхищается киевский князь Святослав. Вместе с тем автор подчеркивает и благородство Игоря. Князь понимает, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка, и поэтому не оставляет в беде Всеволода. Он не бросает своего брата врагам, когда тот попал в трудное положение, немедленно спешит ему на помощь. Когда же дружина Игоря начала терпеть поражение, то князь не оставляет поля боя, а, как буйный тур, бьется вместе с воинами до конца. Игорь потерпел поражение в борьбе с половцами, потому что действовал безрассудно. Он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем Святославом. Да и поход он мог бы отложить, ведь природа предвещала ему неудачу, будто предупреждала, чтобы Игорь подождал. Игорь был слишком самоуверенным, и его необдуманные действия привели к поражению. Прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор, вместе с тем, осуждает его легкомыслие, честолюбие, он подчеркивает, что только в совместной борьбе, объединенными усилиями всех князей можно разгромить половцев.
Автор «Слова…» – пламенный патриот, которому дороги честь и благополучие Руси. Он призывает князей объединиться в борьбе против общего бедствия – половцев и стать «за землю Русскую, за раны Игоревы…». Поэт-гражданин активно вмешивается в события, которые могли стать трагическими для Русской земли. Он осуждает пагубные проявления княжеской вражды, высоко поднимает авторитет киевского князя Святослава как выразителя и защитника интересов всей Русской земли. Автор «Слова…» не только великий художник, но и выдающийся публицист, прекрасно понимает политическую обстановку тогдашней Руси. Поражение Игоря он понимает не только в плане поведения Игоря, но и в плане политической судьбы Руси. Публицистический талант художника ярко проявился в его призыве к князьям отбросить распри и постоять за Русскую землю. Подробное описание похода говорит о том, что автор сам был участником битвы. Ему близки и понятны не только ратные подвиги дружинников, но и братские чувства жалости к уставшего от боев воина, и горе матери, которая оплакивает своего юного сына Ростислава, и преданная любовь Ярославны, которой он ласково и сочувственно говорит о близких его сердцу людях. Вероятно, автор «Слова…» был не просто дружинником, а человеком высшего сословия, потому что показать такие глубокие знания истории, книжной литературы могло именно такое лицо.
Мы убеждаемся, что и в глубокой древности наши храбрые предки были большими патриотами и мужественными защитниками родной земли от захватчиков, от тех, кто пытался посягнуть на ее свободу и независимость. Лучшие нравственные качества героев поэмы – мужество, любовь к родине, взаимопомощь, переживание за простого воина, верность присяге не потеряли своей важности для современности, они вдохновляли воинов в Великой Отечественной войне. Неплохо было бы нашим государственным деятелям прислушиваться к «Слову…».
1.В споре главное - не спешить. Пусть другой человек скажет всё до конца. А потом надо отвечать - коротко и чётко.
2.Слово - удивительная вещь. Если скажешь "неудача", кисло на душе делается. А если скажешь "приключение", то сразу веселее.
3.Люди, живущие скучно, тупые и недобрые, не терпят иной жизни — светлой и честной. Не терпят людей с прямыми мыслями и открытым взглядом.