Самое поразительное, что старания мужика не были оценены нерадивыми генералами. Даже когда они, по прибытию в Петербург, получили деньги, то отправили своему спасителю, будто бы в знак благодарности, «рюмку водки да пятак: веселись, мужичина!»
Итак, анализируемая сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов). И в этом противопоставлении заключено отражение социально-общественных явлений, которые были присущи реальной действительности, существующим порядкам России того времени. Здесь проявились те искренние чувства Салтыкова-Щедрина, которые были свойственны сатирику по отношению к народу и «высшему» сословию. Мне кажется, слово «высшее» действительно стоит заключить в кавычки. И этому есть простое объяснение: те самые неприспособленные к жизни генералы, которых Салтыков-Щедрин обличает в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Жила была утка и вылупился у нее лебедь но некто об этом не знал он был не такой как все и все над ним смеялись а когда он вырос он стал большим и коасивым и никто его больше не обзывал
Стены и потолок, покрытые сажей, говорят о том, что в крестьянской избе дым от печи наполняет избу. Пол в щелях свидетельствует о том, что крестьяне бедны и не могут построить избу из качественной древесины, сделать полы из ровных досок. Окна из "пузыря", пропускающие очень мало света, также говорят о крайней бедности крестьян, не позволяющей покупать оконное стекло. Несколько "горшков", т.е. глиняных сосудов для приготовления пищи, в которых еда бывает не каждый день, хлеб, выпекаемый хозяйкой из "мякины", - это говорит о плохих урожаях и недостатке продуктов питания.
Крестьяне, судя по описаниям Радищева, живут наравне со скотиной, которую им тоже зачастую приходится держать в избе, где царит вонь, грязь, отсутствует свежий воздух и дневной свет. Поэтому русский народ вымирает, и винить в этом следует в первую очередь те законы, по которым чиновники, помещики, бояре беспощадно эксплуатируют народ и приводят его к нищете и гибели.