Казаки были активными участниками Смутного
времени, занимая самые противоположные стороны.
Часть казаков поддержала Лжедмитрия, который,
несмотря на то, что в глазах церкви был
незаконным претендентом на престол, был, по их
мнению, рожден все же от Ивана Грозного, пускай и
от послепятого брака. Таким образам, в глазах
казаков это был вполне законный претендент на
русский престол.
В июне 1605 года войско Лжедмитрия вошло в
Москву, Годунов был убит. Запорожские казаки,
приставшие к войскам Дмитрия (Лжедмитрия) в
количестве 17 тыс. человек, ненавидя бояр и
покорное им население за измену присяги, огнем и
мечом прошлись в 1606 году по Пронску, Зарайску,
Рязани, в 1611 году напали на Козельск, в 1612
году взяли Вологоду и истребили за преданность
местным боярам всех её жителей. В 1617 году
запорожские казаки напали на Новгородскую
область и разорили Углицкий, Пошехонский и
Вологодский уезды. Затем казачьи полки двинулись
в северном направлении и опустошили Тотьму,
Навагу, Великий Устюг, а также Заонежье, Олонец
и добрались до Ледовитого океана. Оттуда, через
Каргополь и Новгород запорожцы возвратились к
себе в Малороссию с множеством пленных. «Такое
было время. Свободолюбивое казачество XVII века
карало Древнюю Русь за ее косность и собачью
преданность клятвопреступному боярству…» (Е.П.
Савельев, «Древняя история казачества», 1916).
Казаки стали основной силой антифеодального
выступления начала XVII века, известное, как
«восстание Болотникова». Иван Исаевич
Болотников происходил из обедневших дворян. В
молодости он попал в холопы к князю Телятевскому,
от которого бежал на Дон, к казакам, и
участвовал в многочисленных походах. Во время
одного из походов Болотников попал в плен к
крымским татарам, где провел несколько лет
галерным рабом. Из плена его вызволили немцы.
Пожив в Италии, Германии, Венгрии, Болотников
оказался в рядах запорожских казаков, вскоре был
избран ими атаманом и водил их в походы на
турок. В одном из походов отряд Болотникова
пришел в Польшу, а оттуда двинулся в Россию. В
июне 1606 года отряд Болотникова пришел в
Путивль, где атаман Болотников стал во главе
начавшегося уже восстания против воцарившегося в
то время на престоле боярина Василия Шуйского. К
Болотникову присоединялись казаки, крестьяне,
ремесленники, обедневшие дворяне.
Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все собираются у храма Зевса, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. Вот жертвенный котел, у которого происходит это действие. Поспешим и мы занять места. Вот судьи клянутся судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы. На второй день начинаются состязания в пятиборье. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика. Его именем называется вся олимпиада. Сегодня блестящую победу одержал Фаил, он опередил даже зайца. Слава ему! Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на землю мертвым. Есть еще бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.
После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевают на себя бронзовый колпак, а кулаки обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. Это очень жестокий вид спорта. Панкратион - соединение борьбы и кулачного боя.
На третий день проходят соревнования по метанию диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках поднимаются на особую насыпь, в руках у них гири. Они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка. Друг за другом выстраиваются дискоболы. Они берут в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращают его в воздухе, наклоняют верхнюю часть туловища вперед и опираются левой рукой о правое колено. В момент броска тело атлета распрямляется, и диск со свистом рассекает воздух. А копье метают не просто как можно дальше, а в определенную цель.
Наступил четвертый день игр. Он посвящен состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом был бег колесниц, запряженных четверкой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требует большой силы и ловкости. Тысячи зрителей, затаив дыхание, видят, как на повороте одна из колесниц вырывается вперед. Наездник умело правит лошадьми. Другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. Скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке.
Состязания окончены. Наступил пятый день - день награждения победителей. Это происходит у храма Зевса. Судьи торжественно возлагают на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к алтарю 12 богов. Здесь они совершают благодарственные приношения, а потом отправятся на пир, устроенный в их честь. Каждый победитель может воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трех побед. Возвращение на Родину сопровождается величайшим торжеством: олимпионик в пурпурной одежде со свитой друзей въезжает на четверке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город. Но нам пора домой.
31. Крестьянин и сеньор
В раннем средневековье военный вождь (король) начинает как бы подниматься все выше по своему положению над рядовыми свободными членами варварских племен. Вслед за королем в его свите «возвышаются» и лично преданные ему люди, мужественные дружинники, даже верные слуги.
Затем постепенно разделяется и основная масса населения раннесредневековой Европы: на тех, кто обрабатывает землю, собирает хлеб, выращивает скот, и тех, кто лучше всего обращается с мечом и копьем. Полный опасностей X век очень ускорил «рождение» слоя профессиональных воинов, их отделение от землепашцев-крестьян.