Это не учебник. И автор не преследовал цели учить кого-то. Если Вы читали, и эта книга ничему Вас не научила, судя по Вашему вопросу, то так и напишите.
Каждый учится у книг тому, чему ХОЧЕТ научиться. Прочитав "Алые паруса", многие начинают ждать чуда, некоторые делать чудеса сами, а некоторые проклинать Грина за его романтизм и неспособность их чему-то взять и научить полезному. Художественная литература не учит напрямую читателя, она просто показывает человека и жизнь в разных её проявлениях, как бы говоря:"Читайте, думайте, ищите, берите пример с того героя, который отвечает вам по духу". В этом роль художественной литературы - показать... А чему уж она Вас научит - это только Ваше...
"Книга
для каждого освещает наше личное движение к истине" М.Пришвин
Роман «Мастер и
Маргарита» — самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни
странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика.
Роман жизнеутверждающе, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие
человека: добро и зло, трусость и смелость, вера и неверие, проблема творчества
и свободы,
истина и ложь, любовь и
равнодушие, проблема власти, темы судьбы и личной ответственности. У Булгакова
нет абсолютно положительных и полностью отрицательных героев. Даже Воланд не
является воплощением
лишь зла: он помогает
Маргарите вновь найти Мастера. Об этом говорит и эпиграф к роману: «Я часть той
силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо», и висящий на груди дьявола
знак золотого жука, символизирующий зло, порождающее добро.
Таким образом Булгаков
подводит читателя к выводу, что борьба между добром и злом, светом и тьмой
окончится победой добра. Автор глубоко убеждён, что при любых обстоятельствах,
даже самых тяжелых, человек должен оставаться человеком и стремиться к познанию
истины через добро. Косвенно эту мысль подтверждает оценка Воланда: «Они люди
как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… Ну, что ж…
и милосердие иногда стучится в их сердца…
Обыкновенные люди… в
общем, напоминают прежних…». Неслучайны в романе Ершалаимские главы: не
пересказывает Евангелия а, переосмысливая библейский сюжет, вносит с ним и
вечные истины.
Через века сначала
нашей эры и в тридцатые годы XX века, проносятся отдельные детали и фразы.
Вечные символы природы: солнце, дождь, гроза, тучи, тьма, луна – присутствуют в
описании Ершалаима в день казни Иешуа в последний день пребывания Воланда. Этим
подчеркивается связь времён и вечная актуальность библейских истин, забвение их
отражается на нравственном состоянии общества.
Мысль о сосуществовании
в человеке добра и зла, духовного и бездуховного подтверждается автором не
только противопоставлением отдельных героев, но и коллективным портретом толпы
в день казни Иешуа в Ершалаиме и на представлении в варьете в Москве.
Равнодушное любопытство сменяется ужасом, сочувствием.
В романе Булгакова
каждый человек оказывается в ожидании страшного суда. В такой ситуации наиболее
ярко проявляется истинная сущность героя: одни познают истинные ценности
(Мастер, Маргарита, Иван Бездомный), другие, не имея веры и чести, катятся в
пропасть (Берлиоз, Алладий Могарыч).
Неслучайно главным
героем романа Мастера и Ершалаимских глав является Понтий Пилат. С этим образом
в произведение вносится тема свободы и личной ответственности. «Двенадцать
тысяч лун за одну луну» и века расплаты за духовную трусость, слабость. Власть
не приносит человеку свободы. Могущественный Понтий Пилат повелевает жизнями
людей, но свобода ему не ведома. Он раб своей карьеры. Иешуа, напротив,
полностью свободен. У него нет, ничего из материальных благ, но есть свои представления
о мире, своя совесть, и он сам хозяин своей судьбы.
Тема творчества у
Булгакова неразрывно связана с темой свободы, движения к истине. Именно поэтому
произведение Мастера заслужило бессмертие: «Рукописи не горят». Герою
противопоставляется целая галерея писателей из МАССОЛИТа, которые ради
собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям неведомы честь,
совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков,
Павианов. Герой не желает отождествлять себя с этими людьми: «Не писатель, а
мастер».
Неслучайно Мастер
завершает свой роман словами: «Свободы! Свободы», «отпуская» своего героя. Эта
фраза не соответствует первоначально задуманной, но ею подчеркивается главный
смысл произведения, и без неё оно было бы незавершённым.
В Ершалаимских главах
заложены понятия о непроходящих ценностях. Главная опора человека, его
богатство и защита – вера в истину. У разных героев разные понятия о ней: у
одних вера во всемогущество денег; вера в любовь – смысл жизни Маргариты; вера
в доброту, вера в человека – главное, определяющее качество Иешуа. Человек
подвергается наказанию, как Берлиоз, за неимение веры.
Потеря веры сказывается
на духовном облике человека. Мастер потерял веру в свое творение, а вместе с
ней потерял и желание жить.
Тема любовь у Булгакова
гораздо шире, чем взаимоотношения мужчины и женщины, Мастера и Маргариты. Автор
считает, что любовь – это обязательно уважение друг к другу, милосердие,
поддержка, забота. Любовь к людям и веру в них проповедует Иешуа: «Все люди
добрые».
Любовь несёт человеку
свет, добро. По мнению Булгакова, каждый, в ком есть хоть частица человечности,
достоин
А. К. Толстой более известен читателям как тонкий лирик (недаром на музыку положены многие его стихи), исторический романист, драматург и несравненный мастер иронии, наконец, Козьма Прутков едва ли не превзошел славою одного из своих создателей. Но гораздо менее знаем мы его как поэта духовной направленности. Между тем, в самом обращении к истории, например, нельзя не увидеть стремления дать нравственно-религиозное осмысление не только событий давнего прошлого, но и жизни вообще. И если в лирике поэта произведений чисто духовного содержания не столь много, то это вовсе не говорит о религиозной индифферентности его, но, быть может, лишь о целомудренном нежелании обнаруживать слишком сокровенные переживания.
Однако религиозное чувство, если оно есть, не может не обнаружить себя.
А. К. Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения "Благовест".
Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой. Своим ритмом стихотворение напоминает и колокольный звон, и молитву. Нетрудно увидеть: тоска по утраченному времени и оставленной родине преображается под его пером в молитвенное переживание и тягу к небесной радости.
Последняя строфа стихотворения "Благовест" сходна со стихотворением М. Ю. Лермонтова "Молитва".При звоне колоколов, как и при чтении молитвы, возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость.