Древний финикийский город к Ю от устья Нар-эль-авали (др. Бострен), в узкой приморской равнине. Время его основания неизвестно; весьма возможно, что оно восходит в III тысячелетие до Р. Х. Вместе с остальной Сирией С., вероятно, был под политическим и, несомненно, под культурным влиянием Вавилонии. Во время завоеваний фараонов XVIII дин. он подпал под египетское верховенство, но управлялся собственными князьями. От одного из них, Зимриды, дошли до нас два письма к фараону (Амеготепу III или IV). В этой переписке он жалуется на бедуинов, захватывавших его область. Фараон поручил ему разведывать аморейские дела, но царь тирский называл его в донесениях к фараону изменником, в союзе с амореями, Асором и Арадом замышляющим против Египта. Таким образом, соперничество Тира и Сидона уже в это время было заметно; Зимрида, враждуя с Тиром, старался не допускать его царя ко двору. В этот период С. был первым городом Финикии: книга Бытия (см.) называет его "первенцем Ханаана", и впоследствии в Библии финикияне часто называются сидонянами; равным образом Гомеровский эпос знает только С.; между тем при Селевкидах Тир называл себя на своих монетах "мать сидонян". Удар величию С. был нанесен разгромом со стороны "аскалонян", т. е. филистимлян, во время их опустошительного движения на Египет в XII в. при Рамсесе III (см.). Главой Финикии делается Тир; С. долго даже не имеет царей (в числе городов, подвластных в 710 г. "Лули" тирскому, упоминаются "великий С." и "малый С."). Сидонское царство восстановил Синахериб, чтобы создать противовес Тиру. Он посадил в С. Итобала (701) и подчинил ему города к Ю от него (Вифсаиду, Сареиту, Махалибу, Экдиппу, Акко). Однако следующий царь, Абдмилькот, восстал против Ассирии, результатом чего было разрушение С. Ассаргаддоном ассирийским (678), уведение в плен его граждан и основание на его месте колонии "Ир-ассурахиддин ("Град Ассаргаддона"). Абдмилькот, бежавший на Кипр, был пойман и казнен. — В персидское время в С. опять была царская династия, от которой сохранилась надпись на о-ве Делосе. Новому разгрому подвергся город при Артаксерксе III, когда принял участие в восстании против персов различных азиатских и кипрских городов. Царь Тенн, сначала действовавший успешно, в решительную минуту изменил и предался царю. Город был сожжен, до 40 тыс. граждан погибло в пламени; Тенн также был казнен (351). Ненависть к персам — последствие этой жестокости — заставила С. предаться Александру Вел. и даже помогать ему в борьбе с Тиром. С. был восстановлен в своих правах и владениях; царем назначен <span>Абдалоним.</span> Вероятно, к числу его преемников принадлежали Табниты (см.) и Эшмуназары (см.), при которых государство опять достигло прежнего благосостояния и получило от одного из Птолемеев (?) Дору, Иоппию и Саронские поля. Под владычеством Селевкидов эллинизм в Сидоне сделал большие успехи, так что Страбон мог указать на ученых сидонян — философов Боэфа и Диодота; он упоминает также о каком-то родоначальнике атомизма Мохе, жившем до троянской войны. В римское время город пользовался самоуправлением, имел сенат и народное собрание, назывался навархией, метрополией и Colonia Aurelia. С 111 до Р. Х. начинается автономная эра С.; появляется много серебряных и бронзовых тетрадрахм и дидрахм с финикийскими и греческими легендами, а при императорах — с латинскими, и с изображением, между прочим, покровительницы города Астарты. — Христианство проникло в С. еще в апостольские времена (Деян. XXVII, 3); епископ С. присутствовал на I Никейском соборе. Арабам С. сдался в 637 году без сопротивления. Во время крестовых походов С. переходил из рук в руки, был неоднократно укрепляем и разоряем. В начале XVII в. при эмире друзов Фахреддине С. был гаванью Дамаска; его торговля (особенно шелком) процветала, город украшался и богател; покровительствовало ему и египетское правительство. В настоящее время возвышение Бейрута и засорение когда-то знаменитой гавани (вследствие того, что запиравшие ее с моря стены растасканы) привели к полному упадку С. Теперь в С. (Саиде) жителей около 15 т.; из них 10 т. мусульман. Христиане, некогда православные, давно уже перешли в унию. Латинская и протестантская пропаганды содержат здесь свои школы. С. гордится садами, которые далеко тянутся к С; разводятся и вывозятся апельсины, лимоны, абрикосы, бананы, миндаль. В этих садах открыты в 1855 г. царские усыпальницы IV в. до Р. Х. (см. Эшмуназар). Гробницы, вырытые в господствующих над городом известковых горах, будучи повреждены ворами, вообще мало исследованы учеными. все вроде <span />
Оль́гъ, Ѡль́гъ, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года. Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян.
Литвинов М. М. (1876-1951) - партийный и государственный деятель, видный советский дипломат. Член РСДРП с 1898 г., большевик, Был агентом "Искры", принимал участие в первой русской революции 1905-1907 гг. С июня 1914 г. - представитель ЦК РСДРП в Международном социалистическом бюро, член Лондонской большевистской секции РСДРП. После Октябрьской социалистической революции иа дипломатической работе. С 1921 г. - заместитель наркома иностранных дел. С 1930 по 1939 г. - народный комиссар иностранных дел. В 1941-1943 гг.- заместитель наркома иностранных дел и посол в США; после возвращения из США до 1946 г.-- заместитель наркома иностранных дел. На XVII съезде партии был избран членом ЦК ВКП(б), избирался членом ЦИК СССР и депутатом Верховного Совета СССР.
Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.
Причины культурного подъема
В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение - бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.