Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьёй, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла её молодость. После ареста мужа Петербург стал для неё роковым городом.
Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.
Дорожные впечатления составляют тяжёлый контраст с её счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста верст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашёл тебя Ермак? » — в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие её путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рев ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.
Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет её в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к её дочерним чувствам, — та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы» . Он объясняет, что ей придётся жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, — но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, — та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.
<span>Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав её ответ: «Иду! Мне всё равно! » — старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей</span>
...Трубецкая не поддавалась на уговоры и угрозы, она написала Цейдлеру письмо, в котором объясняла причины своего решения: «Чувство любви к другу заставило меня с величайшим нетерпением желать соединиться с ним; но со всем тем я старалась хладнокровно рассмотреть свое положение и рассуждала сама с собой о том, что мне предстояло выбирать. Оставляя мужа, с которым я пять лет была счастлива, возвратиться в Россию и жить там в кругу семейства во всяком внешнем удовольствии, но с убитой душой, или из любви к нему, отказавшись от всех благ мира с чистой и спокойной совестью, добровольно предать себя унижению, бедности и всем неисчислимым трудностям горестного его положения в надежде, что разделяя его страдания, могу иногда любовью своею хоть мало скорбь его облегчить? Строго испытав себя и удостоверившись, что силы мои душевные и телесные никак не позволили мне избрать первое, а ко второму сердце сильно влечет меня»<span>.</span>
Толковые словари считаются одними из самых важных среди всех других словарей. Наличие толкового словаря на каком-либо языке свидетельствует о степени развитости книжного дела и потому выступает как один из признаков цивилизованности общества. Толковые словари созданы на многих языках.Главное назначение толкового словаря - объяснить значения слов. Дело в том, что слово любого языка обладает большим количеством значений, чем знает и помнит носитель языка.Как вы думаете, почему художественное произведение производит на нас столь сильное впечатление по сравнению с обычной речью?В сборниках по стилистике и анализу художественного текста, которые используются в работе, например, со студентами лингвистических и литературных институтов, приводятся начальные варианты текстов и отрывки из произведений великих писателей с мировым именем. Вчитываясь в эти отрывки из книг Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова и других мастеров художественного слова, замечаешь, различия в смысле между черновым вариантом и окончательным. В произведении имеет место приращение смысла, то есть слова приобретают дополнительный смысл.Словарь всегда поможет полнее реализовать семантические и стилистические возможности слова. Писатель читая словарь, обогащает свою речь и, соответственно, обогащается язык его произведений.В повседневном общении носители языка должны стремиться так употреблять слова, чтобы их значения как можно точнее передавали мысль. Именно поэтому нужно чаще обращаться к толковым словарям.Как словарь толкует значение слова, можно показать на примере кроссвордов. Ответами на задание кроссворда бывают имена собственные и нарицательные, формулировка задания к имени нарицательному и есть толкование значения, правда, в предельно кратком виде. Составители кроссвордов пользуются толковыми словарями. Попробуйте решать кроссворды в обратном порядке, то есть составлять их. Такие упражнения помогут вам выработать полезный навык давать определения значений и выражаемых ими понятий.Некоторые слова или их значения снабжаются в толковом словаре пометами, которые помогают охарактеризовать сферу употребления слов. Если пометы нет, то слово может употребляться в любых речевых условиях. Число помет в разных словарях колеблется от 5-6 до 20 и более. В предисловии к толковому словарю даётся список помет.Определяется также область применения слова: математика, биология, музыка и так далее. Некоторые писатели решительно возражали против помет, так как видели в этом своего рода "запретительство". Лексикографы с такой позицией не согласны и заявляют, что они не запрещают употребление каких бы то ни было единиц, а лишь регистрируют сферу их функционирования. Реально же в художественных произведениях представлен весь словарный состав народного языка: общеупотребительная, диалектная и научная лексика, устаревшие слова и неологизмы. Говорящему, который стремится к правильности речи, пометы в толковых словарях необходимы.
Героиня рассказа баба Дуня ( после воины )
была больна.Она разговаривала и кричала по ночам,ее мучали кошмары. Родственники
вначале переживали,понимали, что виновата старость и несладкая
жизнь, какую баба Дуня прожила. Но, вскоре перестали к
ней ездить и она стала не стала ездить к детям, боялась, что беспокоит людей
ночью.
<span>Однажды, в гости к бабушке приехал внук Гриша. И мальчик в отличие от
взрослых решил не спать ночью и понять, почему же бабушка так кричит по ночам.</span>
<span>– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала
и кричала баба Дуня … Где… Карточки…
– стала кричать И
слезы, слезы подкатывали.</span><span>
Гриша глубоко
вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж
наверняка.</span>
Но тут
он понял, что ей снилось о том, как она потеряла хлебные
карточки. <span> "Сердце мальчика облилось
жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед
кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:</span><span>
– Вот ваши
карточки, бабаня…в синем платочке.Он ее стал успокаивать и разговаривать с ней .
И старушка успокоилась.."</span>
<span>Вот так простым способом ,просто любовью и
состраданием ….можно помочь человеку </span>
1.Гирасим, Муму, Барыня, Татьяна, Капитон, Степан, Антипка, Староста, Ерошка, Гаврила, Любовь Любимовна .2.Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева "Муму", написанный в 1852 году, повествует читателям о жизни глухонемого дворника Герасима, который находится в служении у старой барыни. У Герасима была возлюбленная (прачка Татьяна) и собачка Муму. Читатель чувствует, как привязался Герасим к собаке Муму, которую когда-то спас, не дал ей утонуть.3.Там много чего не радует во 1) Главного героя забирают из его родной деревни в город 2)он глухо немой 3) смерть Муму 4)и мое личное что это главная не умерла а то уже его достала . а радует что с Муму Герасиму ( я не помню как его зовут точно так что не ругайтесь) было весело. Он считал его своим другом а друзей у него не было и так можно много найти всего....4.Рассказ И. С. Тургенева "Муму" направлен против злых помещиков и их бесчеловечных приказов. И тем что крепостным крестьянам нельзя было заниматься личной жизнью и заводить домашних животных или же Направлен рассказ И. С. Тургенева "Муму" против крепостного права и бесправия людей, а утверждает право человека на проявление чувств и, что Герасим является олицетворением русского народа
В предметном плане изображения, помещенного в центральной части поэмы, Пушкин показывает разгул природной стихии как неограниченной, непредсказуемой, неуправляемой силы и, что весьма существенно - силы первичной. Все ее остальные аспекты, присутствующие в произведении, оказываются вторичны, производны от нее и с нею соотносимы, о чем будет сказано выше. В художественной концепции поэта природное и социальное нерасторжимо связаны. Поэтому для ее постижения чрезвычайно важно уловить принцип системного единства в воплощении различных сторон стихийного начала. <span> В поэме отчетливо проявляются природные первоэлементы-стихии в их различных воплощениях, состояниях и динамике взаимодействия, связующие естественную и социальную сферы в одно целое и определяющие как образы Петра, Евгения и народа, так и общее состояние мира. За этим можно ощутить глубокое философское мировидение, присущее гению Пушкина и воплощающееся в органичных формах мифопоэтики произведения. При этом изображаемые поэтом первоэлементы несут на себе печать и общемифологической семантики, и контекстуальных исторических значений. В целом образ стихии бытия в «Медном всаднике» предстает как авторский конструкт с ярко выраженными чертами творческой интерпретации традиционных семантик и обретением новых.</span>