В силу специфики своего предмета биология традиционно имела отношение к проблемам жизнедеятельности человека – его здоровью, питанию, выбору оптимальных условий жизнепроживания. Помимо непосредственно утилитарного смысла биологическое знание доставляет радость причастности к многоликому миру живого, раздвигает этим ощущением причастности горизонты повседневности, способствует развитию нравственного чувства и эстетического вкуса. Узнавание “своего другого” в живых существах “дикой” природы смягчает душу, наводит на размышление о жизни и смерти, о бренности и вместе с тем вечности бытия. Иными словами, целый ряд непременных мироощущений, мировосприятия человека связан с отношением к живой природе. Гуманистический строй мировоззрения во все времена был неразрывен с осознанием принадлежности человека ко всему живому. Как отмечал Альберт Швейцер, через это осознание лежит дорога к Космосу, к восприятию Универсума и формированию жизне и мироутверждающего оптимистичного мировоззрения.
Как воздействует современная ситуация в науке и в мире в целом на эти давние связи биологии с гуманизмом? Какова роль философии в анализе этой связи? Обсуждение этих вопросов злободневно уже потому, что проводится в широких кругах мировой общественности, включено в современную борьбу философских идей. Биология вносит важный вклад в обоснование практического гуманизма, идеи гуманизма, как никогда прежде, воздействуют на формирование научно-исследовательских программ биологии, разработка которых повышает эвристическую ценность биологического знания в современной культуре. Социальная роль биологии определяется не только ее непосредственными выходами в производство (биотехнология, генетическая инженерия, бионика) , но и теми преобразованиями структуры и содержания биологического знания, которые обусловлены его прогрессирующей гуманизацией.
Если уничтожить бактерии и грибы, растения быстро бы исчерпали все необходимые им минеральные соли. Биологический круговорот веществ нарушился бы, и наша планета превратилась бы в гигантское кладбище неразложившихся трупов. Жизнь прекратилась бы на суше за 60-100 лет, а в океане – примерно через 2 тыс.лет. круговорот веществ обеспечивает непрерывность жизни на Земле.
бактерии могут свободно жить в почве, а могут проникать в клетки образовательной ткани на кончиках молодых корней. Тогда корни видоизменяются в клубеньки.
Побеги и корни бобовых растений (клеверов, вик, горошков и др.) перегнивают, а почва обогащается азотом и становится плодороднее. По этой причине бобовые растения, в первую очередь люпин однолетний, используют в качестве зеленого удобрения. Их выращивают, а потом запахивают в землю.
+
затрагивали меньше природных ресурсов
не загрезняли воздух машинами
-
небыло бы заводов по производству чего либо потребности
без технологий человечество осталось на худшем уровне развития
Роль воды во всех жизненных процессах общепризнана. Без воды человек может жить не более 8 суток. Сельское хозяйство является основным потребителем пресной воды. Так, необходимо воды для выращивания
1 т пшеницы - 1500 т
1 т риса - 7000 т
<span>1т хлопка - 10 000 т воды.</span>
Для циклических изменений биогеоценозов характерно периодическое возвращение последних в состояние, практически однородное с исходным, хотя и не тождественное. Обратимый характер таких изменений—одна из существенных особенностей, отличающих таковые от коренных смен биогеоценозов. Цикличность изменений биогеоценозов обусловлена периодической сменой ряда глобальных природных явлений с различной продолжительностью периодов и их колебательных циклических изменений. В соответствии с этим различаются следующие типы циклических (флюктуационных) изменений биогеоценозов: 1) суточные, 2) сезонные, 3) погодичные (разногодние) и изменения биогеоценозов, связанные с процессом возобновления биогеоценозов.