Уйсуны
Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье, относятся к IIIв. до н. э. -IVв. н. э. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со II века до н. э. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь.
Их столица Чигучен или Чигу (Красная долина) находилась южнее оз. Иссык-Куль и р. Или. Уйсуны имели государственное устройство. Правитель - гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», и родоправители. Пленных обращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. У знати, правителей и военачальников тамги для таврования лошадей были золотые и серебряные, у рядовых общинников – из глины. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду.
Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Недалеко от поселения Актас были обнаружены остатки оросительных каналов, орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки древних городищ. Уйсуны плавили железо, добывали медь, свинец, олово, золото. Глиняную посуду делали на гончарном круге.
Инкрустированные драгоценными камнями золотые, серебряные изделия найдены в захоронении Актас. Золотые изделия украшались вставками из бирюзы, сердолика, зернью - мелкими шариками.
Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем, граничили на востоке с гуннами, на северо-западе - с Кангюем, насчитывали 120 000 кибиток, 630 000 человек, 188 800 воинов.
Уйсуны в антропологическом отношении являлись европеоидами.
Научных сведений об уйсунах очень мало, их получают, изучая древние погребения. Объем и размер кургана, возведенного над могилой человека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Хоронили головой на восток, клали в могилу все необходимые при жизни вещи. Рисунки на жертвенниках доказывают поклонение уйсунов сверхъестественным силам. На глиняной посуде нарисованы солярные знаки (изображения солнца).
<span>В Каргалинском ущелье найдена диадема племени усуней.</span>
Стали появляться законы о защите от войны
День воинской славы России — День взятия русскими войсками турецкой крепости Измаил (1790)
24 декабря отмечается День воинской славы России — День взятия русскими войсками турецкой крепости Измаил (1790).
Установлен федеральным законом "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 года.
Штурм и взятие турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием графа Александра Суворова произошло 22 декабря (11 декабря по старому стилю) 1790 года. День воинской славы отмечается 24 декабря, поскольку в существующей редакции федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" даты исторических событий, происходивших до введения григорианского календаря, получены путем простого прибавления 13 дней к датам по юлианскому календарю. Однако разница в 13 дней между григорианским и юлианским календарями накопилась лишь к XX веку. В XVIII веке разница между юлианским и григорианским календарями составляла 11 суток.
Штурм и взятие турецкой крепости Измаил — ключевое сражение Русско-турецкой войны 1787-1791 годов.
Не смирившись с поражением в войне 1768-1774 годов, Турция в 1787 году потребовала от России возвращения Крыма и отказа от покровительства Грузии, в августе объявила войну России.
В свою очередь, Россия решила воспользоваться ситуацией и расширить свои владения в Северном Причерноморье.
Военные действия развивались для России успешно. Турецкие войска потерпели чувствительные поражения, потеряв Очаков и Хотин, были разгромлены при Фокшанах и на реке Рымник. Турецкий флот поте