В Центральной Мексике издавна обитало множество племен, говоривших на разных языках. Они были искусными земледельцами и ремесленниками. Аборигены Мексики рано создали свои первые государства. Археологи считают, что они были похожи на города-государства древнего Междуречья. Крупными городскими центрами были Теотиуакан, Чолула, Шочикалько. Их храмы и дворцы до сих пор поражают совершенством пропорций и изяществом отделки. Индейцы достигли высот мастерства в скульптуре, изготовлении сосудов и других художественных изделий.
На рубеже I и II тысячелетий н.э. в жизни края произошли изменения. Большинство городов-государств прекратило свое существование под натиском пришельцев, которых часто называют варварами. Переселенцы-завоеватели, наступавшие, главным образом, из северных областей Мексики, знакомились с культурными достижениями местных жителей, перенимая многие из них.
Ацтеки. К началу XVI в., когда в Америку, как уже говорилось выше, вторглись европейцы, главными в Центральной Мексике были ацтеки (букв. «люди Астлана»). Они последними пришли из северных районов в долину Анауак (Центральная Мексика). Более двух столетий будущие властелины Мексики переходили с места на место, со службы одного правителя – к другому, пытаясь закрепиться в этих краях. Наконец, В 1325 г. они осели на бесплодных островках озера Тескоко, где и основали свою столицу – Теночтитлан.
Первоначально воинственные ацтеки были менее культурными, чем соседние народы. Но, странствуя по центральным районам Мексики, они многому научились у местных жителей. Они стали изготавливать «плавучие сады» и сажать на них помидоры, перец, цветы и другие культуры. Ацтеки испытывали нехватку питьевой воды. Они сначала доставляли ее на лодках, а потом построили водопровод. Еще позже прекрасные, широкие дороги-дамбы соединили Теночтилан с другими городами и поселениями, расположенными на огромном озере. В городе возводились пирамиды и храмы, дворцы и общественные здания, прокладывались новые улицы и каналы.
Вся эта полоса жива только от ежегодных наводнений Нила. Ко времени начала нашего лета в Египте все замирает в сухом и раскаленном воздухе; листва покрыта серой пылью, нанесенной ветром пустыни. Нил лениво течет между засохших бугров черной грязи. С июня вода начинает прибывать. Цвет ее меняется. Лазурный Нил становится кроваво-красным: эту окраску река получает от наноса, который она увлекает с собой. Могучий поток разбивает одну за другой преграды на пути, переливается через бугры, отрывает комья земли и широко раздается по всей долине: старинные египтяне звали реку в эту пору наводнения морем. Среди реки начинается яркая и шумная жизнь: Нил покрывается богатой зарослью тростников, травы и цветов; прилетает множество водяной птицы, заводи обильно наполняются рыбой. Города и деревни, выстроенные на возвышениях, стоят островками в этом море: только кое-где дорогами служат широкие плотины; все другие сношения совершаются на лодках. Около начала сентября вода стоит всего выше, потом она начинает падать, и к ноябрю Нил – опять в своих обычных берегах; население пашет и засевает поля в течение следующих 3–4 месяцев умеренной погоды, приходящихся на время нашей зимы; надо спешить, чтобы не быть захваченным засухой, которая наступает к поре нашей весны. Тотчас вслед за уходом воды гонят на поля баранов и свиней, чтобы втоптать зерна в мягкую землю. Так в Египте ясно обозначены три времени года; они зависят от тех перемен, которые Нил своими наводнениями совершает в жизни страны и людей. Причины благодетельных наводнений древние египтяне не знали; это было для них чудо. Но они понимали, что Нил – источник всего их существования. Река была для них богом, к которому они возносили молитвы: "Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту... твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влагой; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты – творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди, гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты – царь, и приказы твои расходятся по всей земле".
<span>Как ни велики благодеяния реки, нужна сложная и упорная работа людей, чтобы ими воспользоваться. Если оставить воде полный простор, она образует в низких местах озера и болота, застоится и не даст вовремя засеять почву; в места более высокие она не дойдет вовсе. Постепенно египтяне научились равномерно направлять и расходовать драгоценную влагу от разлива своей единственной великой реки. Под прямым углом к реке они провели широкие каналы, к которым примыкали другие, простиравшиеся вдоль реки; этим способом были устроены как бы новые русла по всей долине. Когда Нил подымался, его воды быстро вливались в поперечные широкие дороги; для того чтобы вода не переливалась через края, на поворотах и вдоль каналов берега были укреплены и приподняты плотинами. Сначала воду впускали в ближнюю к Нилу полосу земли, загораживали ей дальнейший путь плотинами и давали разлиться по полям этой первой полосы; потом, когда Нил еще прибудет, прорезывали плотины и пускали воду дальше на следующую полосу.</span>
4 установление тесных торговых связей с ближним востоком и средиземноморьем, все остальные ответы не подходят
Не надо заходить к другу и спрашивать пойдёт ли он гулять