Режиссёр разрабатывает концепцию будущего фильма. Иными словами подводит под общий знаменатель работу всей съёмочной группы. Он ставит задачу актёру, оператору. Он часто выступает соавтором сценариста. В советские времена режиссёр сам делал раскадровку: рисовал каждый кадр будущего фильма (сегодня это либо не делается вообще, либо этим занимается художник). Он же писал режиссёрский сценарий, где сам просчитывал длину каждого кадра, общий метраж, прописывал действия и реплики актёров в каждом кадре, крупность планов, способ съёмки звука, прикидывал, какие объективы, штативы, тележки будут использованы оператором, отмечал, какой шум надо будет подложить в дальнейшем отдельно. Сейчас этим тоже себя никто не озадачивает.
Режиссёр отдаёт команды мотор-камера-начали.
Сегодня т.н. "пост-продакшн" делает специальный человек. В советские времена режиссёр также сам мог сидеть в монтажной, тонателье, отсматривать материал из проявки.
Оператор организует "картинку". Ставит свет. Он - главный соавтор режиссёра по изобразительной части. В советские времена он же занимался обработкой и печатью плёнки.
Оператор также может предлагать свою визуальную концепцию фильма. Вместе с режиссёром они решают, как будет выстроен каждый кадр, как пойдёт панорама, где будет стоять свет и т.д.