<span>Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя,
основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и
стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему
жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в
некотором государстве жил-был помещик... ” Но тут же появляется элемент
современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"”.
“Весть” — газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется
его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского
государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский
дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к
тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет
своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он
радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех
мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и
наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем
одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами.. . а ногти у него сделались
как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках.
Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... ”. Чтобы не
умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал
охотиться: заметит зайца — “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою
добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой,
съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не
прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место,
“на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”. <span>
<span>Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми
назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием
троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский
(“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает? ”)
генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и
леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик! ”) и, наконец,
капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик! ”). Глупость помещика видна
всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется
процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят
крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И
только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та
непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный
язык означает только глупость и безумие? ” Если мы сопоставим известные
народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с
“Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень
близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных
сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в
“Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и
в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную
сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как
призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.</span></span></span>
Кульминация наступает внезапно, сразу после окончания ливня- Бирюк слышит глухой стук топора.
Развязка сюжета происходит, когда Фома кричит мужику: -Убирайся к черту со своей лошадью,-закричал он ему вслед,-да смотри в другой раз у меня!...Весьма неожиданный поворот, ведь атмосфера накалилась до предела, и чувствовалось, что без хорошей драки не обойдется. Ан,нет. Вот он простой крепостной крестьянин-добрый малый. Бирюк не может не пожалеть мужика,понимая, что эта озлобленность и отчаяние - от нищеты до безысходности: - Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино... К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора
Тема произведения Е.Носова "Лоскутное одеяло":История семьи
Идея:Связь поколений
Иван Иваныч и Буркин проводят ночь в усадьбе Алехина, Утром за завтраком Алехин рассказывает гостям историю своей любви.
Он поселился в Софьине после окончания университета. На имении были большие долги, так как отец Алехина потратил много денег, чтобы дать образование сыну. Алехин решил, что не уедет из имения и будет работать, пока не уплатит долг. Вскоре его выбрали в почётные мировые судьи. Для участия в заседаниях окружного суда ему приходилось бывать в городе, что немного развлекало его.
В суде Алехин познакомился с товарищем председателя Дмитрием Лугановичем, человеком лет сорока, добрым, простым, рассуждавшим со «скучным здравомыслием». Как-то весной Луганович пригласил Алехина к себе пообедать. Там Алехин впервые увидел жену Лугановича Анну Алексеевну, которой в то время было не более двадцати двух лет. Она была «прекрасной, доброй, интеллигентной» женщиной, и Алехин сразу почувствовал в ней «близкое существо». Следующая встреча Алехина с Анной Алексеевной произошла осенью в театре. Алехин вновь был очарован ее красотой и опять почувствовал ту же близость. Лугановичи опять пригласили его к себе, и он стал бывать у них в каждый свой приезд в город. Они принимали в Алехине большое участие, переживали, что он, образованный человек, вместо того чтобы заняться наукой или литературой, живёт в деревне и много работает, дарили ему подарки. Алехин же был несчастлив, непрестанно думал об Анне Алексеевне и старался понять, почему она вышла замуж за неинтересного человека, много старше ее, согласилась иметь от него детей, почему на месте Лугановича не оказался он сам.
Приезжая в город, Алехин замечал по глазам Анны Алексеевны, что она ждала его. Однако они не признавались друг другу в своей любви. Алехин думал, что вряд ли сможет многое дать Анне Алексеевне, согласись она пойти за ним. Она, по-видимому, думала о муже и детях и также не знала, сможет ли принести Алехину счастье. Они часто бывали вместе в театре, в городе о них говорили Бог знает что, но все это было неправдой. В последние годы у Анны Алексеевны появилось чувство неудовлетворённости жизнью, порой ей не хотелось видеть ни мужа, ни детей. При посторонних она начала испытывать раздражение против Алехина. Анна Алексеевна стала лечиться от расстройства нервов.
Вскоре Лугановича назначили председателем одной из западных губерний. Предстояла разлука. Было решено, что в конце августа Анна Алексеевна поедет в Крым, как ей велели врачи, а Луганович поедет с детьми к месту своего назначения. Когда Анну Алексеевну провожали на вокзале, Алехин вбежал к ней в купе, чтобы отдать одну из корзинок, которую она оставила на перроне. Их взгляды встретились, душевные силы оставили их, он обнял ее, она прижалась к нему и долго плакала у него на груди, а он целовал ее лицо и руки. Алехин признался ей в своей любви. Он понял, как мелко было то, что мешало им любить, осознал, что когда любишь, «то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Алехин и Анна Алексеевна расстались навсегда.