Самая главная тайна якутского эпоса Олонхо в том, что в нем символически описывается мироустройство,
история всего человечества со времени возникновения вселенной и заселения земли ("Среднего мира") людьми.
В Олонхо подробно описывается начало жизни на земле, мирный быт и борьба с захватчиками из "Нижнего мира" на примере одного племени и одного Героя-богатыря.
Один из главных символов эпоса Олонхо - это борьба Добра и Зла и обычно побеждает доброта и человечность,
которые являются признаками созидания и устойчивости человеческого бытия.
Главная идея Олонхо - это идея Спасения и этот спаситель - Герой-богатырь.
Образы якутского эпоса иносказательны, символичны, старинные тексты содержат много сведений эзотерического знания.
В центре цветущего кРая (тогда угол наклона земной оси был другой, а значит и климат - как в субтропиках) стоит Мировое Дерево ("Великий Дуб-Дерево"), как центр мироздания.
В священном Дереве живет Дух земли - хозяйка "Среднего мира" (Мать-Земля).
Дерево достаёт кроной до "Верхнего мира", где живут добрые божества во главе с "Белым Великим Господином",
а корнями уходит в глубь земли, где в "Нижнем мире" живут подземные божества - злые и безобразные чудовища.
Главный Бог заметил, что "Средний мир" пустует и решил заселить его людским племенем.
Для этого он выбрал одного из своих лучших помощников и отправил его на землю, чтобы он создал своё государство и учредил счастливую жизнь в "Среднем мире".
Посланник Бога благополучно спустился по дереву и встретился с Духом Земли - хозяйкой "Среднего мира".
От неё он узнал о своём высоком предназначении стать родоначальником племени Саха.
А как стать родоначальником без женщины? - Она рассказала, что есть прекрасная женщина в плену у духов "Нижнего мира",
рассказала, как добраться, как задобрить духов "Среднего мира", находящихся в каждом предмете и природном объекте,
чтобы не было препятствий в пути. Напоила его молоком животворящим из своей груди и божественная духовная оболочка наполнилась силой, плотью и кровью.
Божество превратилось в молодца-богатыря. Хозяйка "Среднего мира" дала ему оружие, говорящего богатырского коня и благословила идущего в поход героя.
Герой отправился за суженой, подробно описывается какие прошел испытания, как сражался с враждебными племенами "Нижнего мира" и в конце-концов привез себе жену.
Обратите внимание - супруга не из ребра была сделана, а взята издалека, даже из враждебного мира.
Считаю, это был очень мудрый поступок - ДНК у них никак не могло совпасть.
И действительно, очень скоро они нарожали себе богатырей и богатырок.
Жило племя счастливо, в мире, богатстве и достатке. Их дети и внуки смогли создать процветающее государство. ( На фото - жители "Среднего мира" ).
Но на чужое добро всегда найдутся завистники. Враждебные племена "Нижнего мира" стали нападать на мирных жителей, разрушать страну, грабить и убивать жителей.
Здесь появляется главный герой эпоса Олонхо - "Нюргун Боотур Стремительный" - представитель племени "родственники божества", обладающий богатырской силой и способностью к "сверхбыстрому движению".
Нюргун-богатырь встал на защиту своей семьи, своего рода, племени, государства, чтобы искоренить зло и насилие на своей земле.
Большая часть Олонхо посвящена описанию его подвигов, персонажей с которыми сталкивается, предметов, явлений природы.