<span> Поэт не скрывает недостатков своего героя и уж точно не старается оправдать их. Мы узнаем из первой главы, что сам Автор познакомился с Онегиным и ему «нравились его черты» . Автор не делает своего героя «положительным» , но не делает его и «отрицательным» . Эта противоречивость делает Онегина реалистичным. Я считаю, что автор относится к своему герою ни положительно, ни отрицательно он просто относится к нему как к человеку.</span>
Поэма Гоголя «Мертвые души» состоит из трех композиционных звеньев,
тесно связанных между собой. Третье звено (одиннадцатая глава) посвящено
описанию жизни главного героя произведения – Павла Ивановича Чичикова.
Гоголь представляет этого персонажа уже после того, как была
изображена среда, в которой он действует, и после того, как он выступил
героем фантасмагористических слухов (будто Чичиков - это и Ринальди, и
Наполеон, и даже сам антихрист).
Итак, кто же он таков на самом деле? Биографию Павла Ивановича
писатель предваряет емкой характеристикой, демонстрирующей отношение
автора к герою: «Итак, припряжем подлеца!»
Чтобы понять истоки его характера, Гоголь описывает детство
Чичикова, те условия, в которых он воспитывался: «Темно и скромно
происхождение нашего героя». И действительно, юные годы Павлуши окрашены
в серые и унылые тона. У него не было друзей, дома мальчик не знал
тепла и ласки, а слушал лишь наставления и упреки.
Когда наступил положенный срок, Чичикова определили в городское
училище, где он должен был существовать совершенно самостоятельно. Перед
отъездом отец, «благословляя» сына на взрослую жизнь, дал Павлу
несколько наставлений. Он велел мальчику угождать учителям и
начальникам: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не
успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь». Кроме
того, отец наказал сыну не иметь друзей, а уж если с кем и водиться, то
только с состоятельными людьми, которые могут в чем-то помочь. А
главное, он велел Павлуше «беречь копейку». По мнению Чичикова-старшего,
только деньги являются в жизни истинными друзьями.
Эти слова Павел сделал своим жизненным кредо. Может быть, это
были единственные слова, который отец сказал герою в теплой дружеской
беседе. Именно поэтому, как мне кажется, Чичиков запомнил их на всю
жизнь.
Итак, наш герой стал воплощать отцовский завет в жизнь. Он
лебезил перед преподавателями, старался быть самым послушным и примерным
учеником, пусть и в ущерб своим одноклассникам. Кроме того, Павлуша
имел дело только с детьми богатых родителей. И – копил каждую копейку.
Чичиков стремился заработать деньги всеми возможными способами, и у него
это получилось.
После окончания училища Павел Иванович «ступил на гражданскую
стезю». Идя к своей цели – обогащению – Чичиков сменил несколько мест
службы: казенную палату, комиссию по постройке казенного здания,
таможню. И везде герой считал возможным преступить любой моральный
закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, обманывал
девушку, притворяясь влюбленным, ради «хлебного местечка», разворовывал
казенное добро, брал взятки и так далее.
Судьба много раз разрушала планы героя, оставляла его у
«разбитого корыта». Но Чичиков не сдавался - его упорство и вера в себя
вызывают невольное восхищение. После нескольких крушительных неудач,
когда герой терял буквально все, в голову ему приходит гениальная по
своей простоте идея – обогатиться за счет мертвых душ. И он начинает
осуществлять свою авантюру, описанию которой и посвящен первый том
«Мертвых душ».
Таким образом, в одиннадцатой главе своей поэмы Гоголь основное
внимание уделяет характеристике социального и психологического облика
Чичикова. Писатель показывает, что этот персонаж - герой нового времени,
его порождение и воплощение. Делец-приобретатель новой буржуазной
формации, делающий главную ставку на «капитал», Чичиков - та «страшная и
подлая сила», которая приходит в Россию на смену
помещикам-«небокоптителям», но неспособна, как и они, содействовать
возрождению Отечества.
На протяжении всего романа «Отцы и дети» И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя — Евгения Базарова — через многие испытания, развенчивающие его нигилистическую теорию. Самым серьезным и болезненным для героя стало «испытание любовью», которое перевернуло всю его жизнь, заставило разочароваться в своих убеждениях и в самом себе.
В один прекрасный момент на жизненном пути Базарова, уверенного в себе, в своих силах, в своей правоте, появилась Анна Сергеевна Одинцова. В результате общения с ней, постепенно, Базаров начинает осознавать, что он… влюбился! Сцена его признания Одинцовой (18 глава романа) — один из кульминационных моментов произведения.
Интересно, что инициатором откровенных бесед «по душам» с героем становится Анна Сергеевна. Она упорно добивается того, чтобы Базаров открыл ей душу, рассказал о своих планах на будущее, о своих чувствах, впечатлениях. Мы замечаем, что больше всего ее интересует, какое впечатление она произвела на Евгения Васильевича.
Чем это объясняется? Самолюбием красивой женщины, ищущей подтверждение своей прелести? Конечно, и этим тоже. Но, на мой взгляд, не только этим. Одинцова и сама испытывает большую симпатию к Базарову, если не сказать больше — она влюблена в героя. И путем долгих уловок эта женщина «выуживает» признание Базарова в его чувствах к ней: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Но чего эти простые слова стоили Евгению Васильевичу! Тургенев описывает состояние своего героя: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
Важным здесь мне кажется упоминание злобы. Почему герой злился, на кого? Я думаю, что на Одинцову и на самого себя, в первую очередь. Ведь что значит любовь для Базарова-нигилиста? Он отрицал это чувство, считал его уделом изнеженных, никчемных аристократов. О себе Базаров был другого мнения: он, сильный, способный управлять своей жизнью, никогда ничего подобного не будет испытывать. Потому что любовь делает человека жалким, да и вообще, этого возвышенного чувства не существует в природе. Есть лишь зов плоти, физиология.
А теперь Базаров убедился, что и он подвержен «этой болезни». Его влюбленность обозначает полный крах его теории, полное разочарование в себе самом. Любовь к Одинцовой — настоящая трагедия для героя, которая усиливается тем, что Одинцова никогда не решится на взаимные чувства.
Мы понимаем, что эта женщина влюблена в Базарова. Автор отдельными штрихами показывает нам это: «Или?» — произнесла она вдруг, и остановилась, и тряхнула кудрями… Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственною улыбкой
на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…" Но Одинцова решает, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете», и отказывается от своих чувств.
Таким образом, 18 глава романа «Отцы и дети» является одним из важнейших эпизодов всего произведения. Она представляет собой сцену объяснения в любви Базарова и Одинцовой, раскрывает отношение обоих к своему чувству, показывает, насколько поворотным и значимым становится это признание для главного героя романа.
Можно сказать, что в данном эпизоде Базаров предстает совсем другим человеком -здесь раскрывается весь драматизм его положения, четко обозначается трагизм дальнейшей судьбы героя.
На Кавказе служит офицер Жилин,ему приходит письмо от матери,она хочет с ним повидаться.Тот хочет поехать домой .На Кавказе была война,было небезопасно.Вместе с ним едет Костылин .На них нападают татары и берут в плен.Их содержат в плохих условиях.Татары требуют,чтобы за них прислали выкуп,Костыли пишет письмо домой,чтобы выслали 5 тысяч,а Жилин говорит,что денег нет,даст 500 рублей.В плену они более месяца,Жилин делает куклы из глины татарке Дине,а она подкармливает его.Жилин решается убежать,с Костылин они вышли из сарая,Жилин погладил собаку и она не стала лаять.Они добежали до полянки,идти не было сил,болели ободранные ноги,Жилин ругался на Костылин,а проезжавший татарин поехал за подмогой.Их поймали и посадили в глубокую яму,теперь их не выпускали.Пришла Дина и сказала,что Жилина хотят убить,она принесла еды,а ночью принесла шест.Костылин не побежал,а Жилин пополз наверх.Жилин попрощался с Диной и побрёл.Около леса увидел казаков,а с другой стороны татар,закричал и казаки пустились к нему.Его узнали и после этого случая он стал служить на Кавказе,а Костылина выкупили за 5 тысяч,привезли еле живого.