Я <span> прочитала повесть В. Железникова «Чучело» Главным героем в этом произведении является Лена Бессольцева, перед которой встает проблема изгнания из общества. </span>
<span>Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем.</span>
Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов.
Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления. В этот период развито стремление подчёркивать огромность расстояний, показывать удалённые друг от друга географические пункты, придавать большое значение различиям общественного положения действующих лиц, создавать произведения, рассчитанные на вечность. Произведения должны были символизировать что-то большое, значительное, «вечное» , напоминать о нём.
Вот почему в летописях действие перебрасывается из одного географического пункта в другой, находящийся в другом конце Русской земли. Рассказ о событии в Новгороде сменяется рассказом о событии во Владимире или в Киеве, далее упоминается событие в Смоленске или Галиче. Особенность эта соответствовала самому духу исторического повествования. Она захватывала читателя, увлекала за собой в даль истории. Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты. Благодаря этому битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры; чёрные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря, хотят прикрыть четыре солнца. Дождь идёт стрелами с Дона великого. Ветры веют стрелами с моря. Море присутствует в «Слове» , хотя и было далеко от места битвы. Битва как бы наполняет собою всю степь до самого моря, до далёкой Тмуторокани.
«Слово о полку Игореве» постоянно говорит о славе, и именно в этих широчайших географических размерах. От войска Романа и Мстислава дрогнула земля и многие страны-хинова, литва, ятвяги, деремела, и половцы копья свои повергли и головы свои склонили под те мечи булатные. Князю Святославу Киевскому поют славу немцы и венецианцы, греки и моравы. Пространственные формы приобретают в «Слове» и такие понятия, как «тоска» , «печаль» , «гроза» : они текут по Русской земле, воспринимаются в крупных географических переделах почти как нечто материальное.
Характерная черта в мироощущении людей этого времени - восприятие малого как некое уменьшенной схемы большого. Человек-это «малый мир» . Жизнь человека – это «малая жизнь» , «малая» по сравнению с большой и «настоящей» - вечной, которая предстоит за гробом.
Человеческая мысль не имеет определённого местопребывания в человеческом теле (в голове или сердце) , а способна возвышаться до парения в небе, под облаками и оттуда созерцать мир. В сердце сосредотачивались только страсти и воля: гнев, любовь, желание чего-либо, храбрость, но самоотречение требовало молитвенного возвышения, так же как и всякая возвышенная мысль. Мысль человека парит, летит с огромной скоростью, достигает неба: «летая умомъ подъ облакы» .
На фоне таких представлений о человеческом уме, о мысли образы ума и мысли, которые летают, мысли, способные уносить ум «на дело» или мерить поля в «Слове о полку Игореве» , характерны для XII века.
<span>«Большой мир» и «малый мир» , «вечность» и «малое время» (т. е. человеческая жизнь) – как в этих противопоставлениях определяются различия? Только ли здесь различие в величине, в протяжённости, в длительности? Нет! Различие здесь еще в том, что «большой мир» , «большое время» - вечность – принадлежат к абсолютным ценностям. К большому стремится малое. Малое ценно только постольку, поскольку оно имеет отношение к большому, заключает в себе элементы большого, является его символом. </span>
Заменил барщину оброком
"...В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил... "
Природа может являться в произведении только красивым фоном, может сама выступать в качестве героя, отражать чувства главных героев произведения, может быть и средством характеристики персонажей.
В рассказе описано раннее утро, когда двое ребят пошли на рыбалку. Утро это было туманное: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом» . Еще очень не хочется просыпаться и природе, и главным героям. По дороге к омуту туман как бы играет с ребятами: «Туман отступал перед ними… Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и потом снова смыкался сзади» .
Природа в рассказе полна звуков: из кузницы раздается стук, что-то «звякнуло» , кто-то «мелодически прокричал» в лугах, в реках плещется рыба. Эти звуки понятны деревенскому парню и интересны городскому. Пока дошли до омута, «как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг» . Туман продолжает тихонько поддаваться солнцу: «туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена» .
Само место рыбалки сразу настораживает одного из главных героев: Володя «поразился мрачности, которая царила в этом омуте» .
Река действительно оказалась опасной, во время рыбалки земля под ногами, как живое существо, «зашевелилась, подалась» , и Володя упал в воду. Яшка от страха полез наверх, и земля как бы не пускает его, она «сыпалась у него из-под ног» . В воде, когда Володя чуть не утопил своего спасителя, Яша немного успокоился, «только ухватясь за прибрежную осоку» .
Спокойствие природы противопоставлено тому, что происходит: «ярко светило солнце… радужно горела паутина между цветами… и все было так, как и всегда, все дышало покоем и тишиной… а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек…» . Ветка тростника для Яши стала соломинкой, за которую хватается утопающий, а Володя чуть не утонул, потому что «одна нога его запуталась в траве» .
<span>Природа и отражает чувства героев, и вступает с ними в противоречие, кому-то помогает, а для кого-то становится страшным испытанием. В конце рассказа «светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной» . Не подходи, я предупреждала, как бы говорит она. Кругом же всё, как и ребята, радовалось «новому светлому дню» , раннее утро которого чуть не стоило обоим героям жизни.</span>