<span>Жан Батіст Мольєр
(1622-1673)
Слава
Мольєра безсмертна, адже навіть серед видатних драматургів світу не
багато таких, чиї п'єси ставили б упродовж майже чотирьох століть на
всіх сценах світу. Але не забуваймо, що слава Мольєра — це лише частка
тієї безсмертної слави, яку здобув французький театр XVII ст. в цілому.
</span><span>
Як драматургія Кальдерона представляє театр бароко, так творчість Мольєра, зокрема його комедійні жанри, — театр класицизму.
</span><span>
У французькій драматургії XVII ст. класицизм дістав найбільш
яскравий і потужний вияв; це не в останню чергу було зумовлено тим, що
саме театр, як мистецтво сценічне, мав найбільші можливості публічного
впливу на маси, формуючи належним чином суспільну думку. Провідне місце
серед жанрів французької драми посідала трагедія.
Рух за
створення «справжньої трагедії», тобто трагедії, в основу якої був би
покладений закон трьох єдностей — часу, місця та дії, охопив французький
театр починаючи з 30-х років XVII ст. «Батьком французької трагедії» по
праву вважається П'єр Корнель (1606—1684). Його знаменита трагедія
«Сід» (1637), написана на сюжет середньовічного іспанського епосу, стала
подією загальнонаціонального значення і своєрідним еталоном художньої
довершеності, породивши вислів: «прекрасно, як "Сід"». Класицистична
концепція трагедії в її найбільш послідовній формі була також втілена в
трагедіях Корнеля «Горацій» (1640), «Цінна, або Милосердя Августа»
(1640), «Полієвкт» (1642), «Смерть Помпея» (1643), сюжети яких автор
запозичив з давньоримської історії.
</span><span>
Корнель започаткував французьку класицистичну трагедію, а Жан
Расін (1639—1699) відіграв вирішальну роль у її становленні та
подальшому розвитку.
</span><span>
На сюжети античної історії Расін написав трагедії «Андромаха»
(1667), «Береніка» (1670), «Мітрідат» (1673). Вершиною його творчого
спадку вважається трагедія «Федра» (1677), яка інтерпретувала мотиви
давньогрецької міфології.
</span>Всесвітньо відомий французький комедіограф Жан Батіст Мольєр,
справжнє прізвище якого — Поклен, народився 15 січня 1622 р. в Парижі.
Він походив з родини ремісників, яка вже кілька століть належала до цеху
шпалерників.
<span>
</span>
<span>Ещё в полях белеет снег,</span>
<span>А воды уж весной шумят -</span>
<span>Бегут и будят сонный брег,</span>
<span>Бегут и блещут и гласят...</span>
<span>Они гласят во все концы:</span>
<span>"Весна идёт, весна идёт!</span>
<span>Мы молодой весны гонцы,</span>
<span>Она нас выслала вперёд!"</span>
<span>Весна идёт! Весна идёт!</span>
<span>И тихих, тёплых майских дней</span>
<span>Румяный светлый хоровод</span>
<span>Толпится весело за ней.</span>
))мы ща в школе учим))
ето Есенин
Маленький Алеша Пешков попадает в семью своего деда после смерти отца.
Дед Алеши был низкого роста, щуплый, но это не мешало ему быть главным в доме. Его слушались и ему подчинялись все в доме. В начале повести дед представляется нам очень грубым, жестоким человеком, с отталкивающей внешностью.
Дед доволен, что семья его живет небедно и денег на все хватает. Вот как Ленька описывает его в то время: «Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей…»
Дед Каширин занимался торговлей. У него была довольно большая семья – два сына и дочь – мать Леньки. Сыновья дрались из-за отцовского наследства и боялись, что что-то достанется их сестре. Дед даже думал, что они пойдут на самое страшное – «изведут Варвару». Дед очень переживает из-за поведения сыновей, он видит, что они ни перед чем не остановятся в погоне за деньгами.
Каширин выделял Леньку из всех своих внуков, чем-то он нравился ему больше, чем все остальные. Но спуску мальчишке не давал, наказывал его за провинности. Иногда дед был очень жесток с Ленькой. Но именно ему рассказывает дед историю своей жизни, что в молодости Каширин был бурлаком и какое это трудное занятие. Нажитое досталось ему тяжелым, непо¬сильным трудом. Поэтому любое посягательство на его собственность приводило деда в ярость.
Но постепенно семья Кашириных разоряется. Дед стареет. В конце повести мы уже видим, что это больной и дряхлый человек. Материальное положение деда значительно ухудшилось. Каширин, так боявшийся потерять деньги, под конец жизни превратился в почти нищего человека.
В конце повести дед выгоняет Леньку на улицу. У мальчика умирает мать, и дед говорит ему:
« — Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…
И пошёл я в люди».
Судьба деда Каширина трудна и неоднозначна. Автор, Максим Горький, сопереживает этому герою. Из преуспевающего купца он превратился в нищего и одинокого старика. Важно, что своих родных и близких он «разогнал» сам: поссорился с сыновьями, разошелся с женой, выгнал внука, обрекая его на самостоятельное выживание. Этот больной и дряхлый человек сам обрек себя на одиночество в конце жизненного пути.
Всегда существует непреодолимая пропасть между тем, что писатель хотел
сказать, и тем, что у него получилось на самом деле, вернее, тем, что прочитал читатель.
Эта пропасть обусловлена свойством слов вмещать в себе несколько понятий, в то время как кажется, что оно вмещает одно-единственное понятие.
Узость пропасти и есть мера таланта. Чем талантливее писатель, тем уже щелочка, отграничивающая его, внутренний мир его, от читательского восприятия. Стремление ликвидировать или хотя бы сузить эту щелочку и есть так н<span>азываемые муки творчества… </span>