<em /> Как не далече‑далече во чистом во поли,Тута куревка да поднималася,А там пыль столбом да поднималася, ‑Оказался во поли добрый молодец,Русский могучий Святогор‑богатырь.У Святогора конь да будто лютый зверь,А богатырь сидел да во косу сажень,Он едет в поле, спотешается,Он бросает палицу булатнуюВыше лесушку стоячего,Ниже облаку да ходячего,Улетает эта палицаВысоко да по поднебесью;Когда палица да вниз спускается,Он подхватывает да одной рукой.Наезжает Святогор‑богатырьВо чистом поли он на сумочку да скоморошную.Он с добра коня да не спускается,Хотел поднять погонялкой эту сумочку, ‑Эта сумочка да не ворохнется;Опустился Святогор да со добра коня,Он берет сумочку да одной рукой, ‑Эта сумочка да не сшевелится;Как берет он обема рукам,Принатужился он силой богатырской,По колен ушел да в мать сыру землю, ‑Эта сумочка да не сшевелится,Не сшевелится да не поднимется.Говорит Святогор да он про себя:«А много я по свету езживал,А такого чуда я не видывал,Что маленькая сумочка да не сшевелится,Не сшевелится да не сдымается,Богатырской силы не сдавается».Говорит Святогор да таковы слова:«Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла».И взмолился он да своему коню:«Уж ты, верный богатырский конь,Выручай теперь хозяина».Как схватился он да за уздечику серебряну,Он за ту подпругу золоченую,За то стремечко да за серебряно,Богатырский конь да принатужился,А повыдернул он Святогора из сырой земли.Тут садился Святогор да на добра коня,И поехал по чисту полюОн ко тем горам да Араратскиим.Утомился Святогор, да он умаялсяС этой сумочкой да скоморошноей,И уснул он на добром коне,Заснул он крепким богатырским сном.Из‑под далеча‑далеча из чиста поляВыезжал старой казак да Илья Муромец,Илья Муромец да сын Иванович,Увидал Святогора он богатыря:«Что за чудо вижу во чистом поли,Что богатырь едет на добром кони,Под богатырем‑то конь да будто лютый зверь,А богатырь спит крепко‑накрепко».Как скричал Илья да зычным голосом:«Ох ты гой еси, удалой добрый молодец!Ты что, молодец, да издеваешься,А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься,Не ко мне ли, старому, да подбираешься?А на это я могу ответ держать».От богатыря да тут ответу нет.А вскричал Илья да пуще прежнего,Пуще прежнего да зычным голосом,От богатыря да тут ответа нет.Разгорелось сердце богатырскоеА у старого казака Ильи Муромца,Как берет он палицу булатную,Ударяет он богатыря да по белым грудям,А богатырь спит, не просыпается.Рассердился тут да Илья Муромец,Разъезжается он во чисто поле,А с разъезду ударяет он богатыряПуще прежнего он палицей булатною,Богатырь спит, не просыпается.Рассердился тут старый казак да Илья Муромец,А берет он шалапугу подорожную,А не малу шалапугу – да во сорок пуд,Разъезжается он со чиста поля,И ударил он богатыря по белым грудям,И отшиб он себе да руку правую.Тут богатырь на кони да просыпается,Говорит богатырь таково слово:«Ох, как больно русски мухи кусаются!»Поглядел богатырь в руку правую,Увидал тут Илью Муромца,Он берет Илью да за желты кудри,Положил Илью да он к себе в карман,Илью с лошадью да богатырскоей,И поехал он да по святым горам,По святым горам да Араратскиим.Как день он едет до вечера,Темну ноченьку да он до утра,И второй он день едет до вечера,Темну ноченьку он до утра,Как на третий‑то да на денечекБогатырский конь стал спотыкатися.Говорит Святогор да коню доброму:«Ах ты, волчья сыть да травяной мешок,Уж ты что, собака, спотыкаешься?Ты идти не мошь аль везти не хошь?»Говорит тут верный богатырский коньЧеловеческим да он голосом:«Как прости‑тко ты меня, хозяйнушко,А позволь‑ка мне да слово вымолвить.Третьи суточки да ног не складучиЯ вожу двух русскиих могучиих богатырей,скую,Как увидели они да чудо чудное,Чудо чудное да диво дивное:На горы на ЕлеонскияКак стоит тута да дубовый гроб.Как богатыри с коней спустилися,Они ко гробу к этому да наклонилися,Говорит Святогор да таковы слова«А кому в этом гробе лежать сужено?Ты послушай‑ка, мой меньший брат,Ты ложись‑ка во гроб да померяйся,Тебе ладен ли да тот дубовый гроб».Илья Муромец да тут послушалсяСвоего ли братца большего,Он ложился, Илья, да в тот дубовый гроб.Этот гроб Ильи да не поладился,Он в длину длинен и в ширину широк.И ставал Илья да с того гроба,А ложился в гроб да Свягогор‑богатырь.Святогору гроб да поладился,В длину по меры и в ширину как раз.Говорит Святогор да Ильи Муромцу:«Ай же ты, Илья да мой меньший брат,Ты покрой‑ка крышечку дубовую,Полежу в гробу я, полюбуюся».Как закрыл Илья крышечку дубовую,Говорит Святогор таковы слова:«Ай же ты, Илюшенька да Муромец!Мне в гробу лежать да тяжелешенько,Мне дышать‑то нечем, да тошнешенько,Ты открой‑ка крышечку дубовуА ко ласковому князю ко Владимиру.Рассказал он чудо чудное,Как схоронил он Святогора да богатыряНа той горы на Елеонскии.Да тут Святогору и славу поют,А Ильи Муромцу да хвалу дают.А на том былинка и закончилась.
ПРОЧИТАЙ
Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. В ней зрелый писатель обратился к теме своего прошлого.
<span> В центре повести – мальчик Алеша, волею судеб «заброшенный» в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Но, кроме них, в жизни Алеши было множество людей – многочисленные дяди и тети, жившие все под одной крышей, двоюродные братья, постояльцы… Все они воспитывали героя, влияли на него, подчас сами того не желая. </span>
<span> Жизнь Алеши и его семьи сложна, наполнена многими трудностями. Главное ее качество – это неспокойность, нестабильность. Одно время семья деда была довольно богата, но когда Алеша пошел в школу, все разладилось. Мальчику пришлось собирать ветошь, воровать дрова. За это в школе его невзлюбили, хотя герой хорошо учился. Доходило до того, что у Алеши не было денег купить книгу, и священник не пускал его на свои занятия. </span>
Идея баллады-это показать любовь людей к Родине,патриотизм,
который не продаётся и не покупается ,даже королями,воспеть свободу народов,которым дороги родные земли.
В основу произведения Стивенсона легла Галлоуэйская легенда,где прославляется противостояние малых народов королю Шотландии,покоряющему коренное население Британии .Мирные люди жили веками на своих землях,трудились и радовались жизни,но приходили скотты и захватывали чужие земли,убивали народы и искореняли традиции.
Тайна верескового мёда-это символ народных традиций,которые чтут,хранят и помнят все народности.Король силой покорил пиктов,но не сумел отведать знаменитого верескового мёда,легендарного напитка.Секрет приготовления мёда умер со стариком,который пожертвовал сыном и собой,ради любви к Родине.
В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие» . Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев. Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о помощи: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника» , в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил — за святую правду-матушку» .
Подробнее - на Znanija.com - znanija.com/task/18771899#readmore