Сказки являются важной составной частью казахской мифологии наряду с шежире – генеалогическими родословными, которые включают в себя легенды и предания о происхождении племени и родов и повествуют о жизни знаменитых людей того или другого рода.
В данной статье автор ставит перед собой задачу произвести пробный структурный анализ казахских волшебных сказок, используя методологию В.Я. Проппа и К. Леви-Строса. Исследования по казахским сказкам довольно многочисленны, и хотя работа Проппа по структурному анализу сказок уже давно стала классической, в казахской фольклористике подобные исследования практически не проводились. Автор этой статьи, к сожалению, не нашел работы отечественных ученых, в которой был бы проведен структурный анализ казахских сказок, как это сделал русский исследователь в своей фундаментальной работе «Морфология сказки».
К членам семьи Татьяны Лариной относятся: <span>
её покойный отец Дмитрий Ларин
мать Полина Ларина
сестра Ольга Ларина
няня Филипьевна
Что касается отца главной героини, то известно,
что он умер еще до появления Онегина в жизни Татьяны. Умер Дмитрий Ларин в
пожилом возрасте и по рассказам близких был добрым человеком, хорошо
относящимся к своим крепостным. Он был барином, которого все любили.
Нужно отметить, что старший Ларин очень любил свою жену и во всем ей
доверял:
"...Но муж любил ее сердечно,
В ее затеи не входил,
Во всем ей веровал беспечно..."
Я отношу Дмитрия Ларина к положительным героям
произведения.
2. Мать Татьяны Лариной - Pachette - Пашенька
(Полина, или Прасковья) в молодости была страстно влюблена в некого сержанта.
Но по традициям того времени ее против воли выдали замуж за Дмитрия Ларина,
которого поначалу не любила и подумывала о разводе с ним: "...Рвалась и
плакала сначала,
С супругом чуть не развелась..."
Но будучи мудрой женщиной, она научилась
управлять добряком Дмитриевым и даже чувствовала себя счастливой. Ко времени
знакомства с Онегиным старшая Ларина уже не молода женщина, автор называет
ее ласково "старушкой":
"...Ларина проста,
Но очень милая старушка..."
3. Сестра Татьяны Лариной - Ольга младшая в
семье. Светловолосая голубоглазая грациозная прелестная девушка с полным
круглым лицом и более легким характером, чем у Татьяны, она жизнерадостна и
почти всегда весела. Резвая и беспечная, простодушная, очень милая, но
самолюбивая девушка. Не очень большого ума, можно сказать глупая кокетка, к
которой быстро пропадает интерес. Именно из-за ее кокетства и погибает ее жених
Владимир.
"... Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!..."
4. Няня Филипьевна - добрая старушка-крестьянка
в платоке на седой голове, "в длинной телогрейке". Совсем девчонкой в
возрасте тринадцати лет ее выдали замуж за мальчика, который был еще младше ее.
Конечно, ни о какой любви не было и речи, никто не спрашивал у крестьянки, за
кого она хочет пойти.
"...В эти лета
Мы не слыхали про любовь..."
5. Княжна Алина и московские родственники
<span>Княжна Алина - двоюродная тетя Татьяны
Лариной, у которой он, приезжая на "ярмарку невест", останавливается
в Москве, когда приезжают на "ярмарку невест". Татьяна с матерью
навещают своих многочисленных московских родственников, которые помнят героиню
совсем ребенком. </span></span>
Матрена взяла к себе на воспитание дочь Фаддея - Киру. Это девочку она любила как родную и растила до тех пор, пока не выдала замуж. По завещанию она ей оставляла свой деревянный сруб, но так как молодым выдали кусок земли, то Фаддей настоял на том, чтоб уже сейчас начать переносить Матренин дом по частям на территорию хозяйства Киры и ее мужа.
Получается, что у человека еще при жизни отобрали единственное достояние. Но Матрёна была человеком настолько душевным, что сама помогала переносить свой дом.
<span>Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в «Пропавшей грамоте». В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Дед с зашитою в шапку грамотой пошёл приискать себе огнива и табаку, да познакомился с гулякой-запорожцем, и такая меж них «попойка завелась», что дед вскоре позабыл о деле своём. Прискучив вскоре ярмаркой, отправились они далее вместе с приставшим к ним ещё одним гулякою. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. Все описывает Гоголь и нашу душу жалкую и смелость в отчаянии.</span>